Важным центром торговли между континентами в те времена являлся остров Мальорка (Балеарские острова). Благодаря этому острову изделия и получили свое мелодичное название, с мягким итальянским говором "майолика". В XII веке отсюда впервые были вывезены испано-мавританские глиняные сосуды и поливные плиты.

Истории майолики уже несколько столетий, и за это время она (майолика) претерпела изменения, адаптируясь к культурным контекстам и художественным стилям. Первыми майолику освоили испанские и итальянские мастера, известнейшие школы майолики - итальянские.
Первые производимые изделия итальянцев можно назвать меццо-майоликой или полумайоликой; такие изделия покрывали ангобами и сверху прозрачной свинцовой глазурью. Итальянские мастера изменили и усовершенствовали формулу глазури и к XV веку начали использовать оловянную глазурь. Центром производства майолики стал город Фаэнца, известный по всему миру своими изделиями.
В дальнейшем майоликовые изделия попали в Голландию, а оттуда — в Россию.
Виды и особенности майолики
Есть несколько видов майолики, каждый из которых отличается техникой производства, составом глины, стилем росписи, используемыми цветами и сюжетами.- Итальянская майолика — изготавливается из красной глины. Изделия покрываются эмалью и украшаются в стиле эпохи Ренессанса.
- Арабская майолика — узнаваема по красной и желто-белой глине. Украшается геометрическими орнаментами, каллиграфией и природными мотивами.
- Португальская майолика — производится из красной и розовой глины. Роспись изделий отличается синими орнаментами на белом фоне.
- Русская майолика — изготавливается из красной глины. Украшение отражает национальные черты и часто связано с природными, мифологическими и сказочными мотивами.
Майолику часто путают с другими видами керамики, такими как гжель и фаянс. Однако каждый из этих материалов обладает своими отличительными чертами. Например, гжель известна синими узорами на белом фоне, в то время как майолика более свободна в выборе цвета и рисунка. Кроме того, гжель изготавливается из фарфора, тогда как майолика создается на основе глины.
Что касается остальной керамики, она также отличается от майолики. Керамика может варьироваться по составу и технологии изготовления, она менее декоративна и используется для создания функциональных предметов, таких как посуда. Из майолики же чаще изготавливают декоративные изделия - вазы, статуэтки.
Техника производства и роспись майолики
Производство майолики — это сложный и многоэтапный процесс. Каждое изделие начинается с идеи и эскиза. Затем создается прототип будущего изделия, по которому изготавливается форма, или мастера сразу приступают к созданию самого изделия. После этого заготовку обжигают для придания прочности. Первый обжиг проходит при температуре 1000°C, в результате глина превращается в "черепок" или утиль.После обжига мастера приступают к росписи и глазурованию. Цель глазуровки - создание гладкой блестящей поверхности, улучшение внешнего вида и обеспечение защитных влагонепроницаемых свойств. Глазурь может быть как прозрачной, так и цветной, придавая изделию эстетическую привлекательность и защищая его от внешних воздействий.
Роспись изделия из майолики до обжига блёклая и матовая. Обжиг с глазурью и росписью — самый сложный и ответственный этап. Глазурь должна равномерно соединиться с черепком изделия без дефектов. При размещении изделий в печи критически важно, чтобы они не соприкасались друг с другом, так как глазурь при определенной температуре плавится и может прилипнуть к соседним изделиям. Также необходимо установить такую температуру в печи, чтобы глазурь не стекала с изделия и не утянула за собой роспись.
Обжиг майолики проходит в три ступени:
Первая ступень — четыре часа при температуре 150 - 550°C, с последующей выдержкой.
Вторая ступень — немного более часа при 100 - 700°C.
Третья ступень — 100 - 870°C в течение 1,5 часов. Суммарное время обжига занимает 7-8 часов. Процесс изготовления майоликового изделия сложен и требует высокой квалификации мастеров.
Свойства майолики
Майолика обладает рядом характерных свойств, которые делают её популярной среди художников и коллекционеров. Во-первых, высокая прочность и долговечность благодаря покрытию глазурью. Во-вторых, легкое декорирование, что позволяет создавать разнообразные узоры и мотивы.Кроме того, майолика ценится за эстетичность - яркие цвета и необычные формы создают особую атмосферу в интерьере, поэтому люди выбирают майолику для украшения домов.
Майолика в России
Ярославская майолика – отдельная глава в истории русского искусства. Ремесло появилось в России в конце XVII века благодаря императору Петру I и его поездкам в Голландию. В XVIII веке начали функционировать первые фабрики по изготовлению Русской майолики в Москве, Ярославле, Новгороде и Пскове. Русские земли оказались благодатными для этого искусства благодаря наличию глины.Ярославский край с его древними гончарными традициями богат залежами красной глины, а сам город стоит на Волге — главном торговом пути в Россию. Вдохновленные европейскими изделиями, ярославские мастера сумели создать неповторимый стиль, сплетая европейский опыт с самобытной русской росписью. XVII-XVIII века стали эпохой расцвета ярославской майолики, когда гончары достигли вершин мастерства. Их изделия, украшавшие богатые дома и храмы, отличались красотой и изысканностью. Каждая деталь на изразцах, наличниках и декоративных панно несла в себе идеи и смыслы. Ярославская майолика стала яркой декорацией повседневной жизни, отражая народные традиции, верования и быт.
Возрождение майолики
В последние несколько лет майолика как искусство набирает интерес. Художники возвращаются к традиционным техникам росписи и производства, сочетая их с современными подходами – это позволяет создавать изделия, которые сохраняют дух традиций, но при этом отвечают требованиям современности.Возрождение майолики связано не только с растущим интересом к искусству, но и с увеличением спроса на экологически чистые материалы. Ручные изделия из глины становятся все популярнее за счет экологичности, качества и красоты.
Галерея














Ярославская керамическая мануфактура