Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
12 января 2018

Мир ярославской майолики

Юбилейная художественная выставка «Души прекрасные порывы», посвященная 25-летию «Мастерской майолики Павловой и Шепелёва», открылась 10 января в залах Ярославского отделения Союза художников России.


На выставке представлены серии скульптур малых форм, выпущенные предприятием в разное время, в том числе и наиболее популярные – «Рождественский вертеп», «Масленица», «Русское купечество». Настенные панно, интерьерная керамика, фарфоровая посуда, выставку также сопровождают фотографии, на которых можно проследить этапы изготовления изделий, работу скульпторов и художников. Все изделия – полностью ручная работа, что придает им особую теплоту и очарование. Их действительно хочется взять в руки, приятно подарить или иметь дома.



Евгений Шепелёв, директор ООО «Мастерская майолики Павловой и Шепелёва», отметил, что выставка – это своеобразный отчет о деятельности предприятия за 25 лет. «Сначала мы хотели сделать ретроспективу и разместить наши изделия в хронологическом порядке, продемонстрировать те вещи, которые мы делали 15-20 лет назад, но оказалось, что далеко не все мы сохранили. Не думали в начале пути, что настанет время, когда мы будем всем коллективом вот так отмечать юбилей. Поэтому мы изменили концепцию и демонстрируем то, что умеем делать сегодня, – рассказал на открытии Евгений Шепелёв. – И для нас эта юбилейная выставка не только праздник, но и работа. Мы пригласили известных экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, и вместе с ними, пока выставка работает, не спеша будем анализировать работы, чтобы выбрать оптимальный путь развития в ближайшем будущем».


Главной героиней праздника стала автор всех изделий мастерской, скульптор и художник Наталья Павлова. Именно ее стиль стал визитной карточкой современной ярославской майолики. Выпускница Ярославского художественного училища, затем петербургского Мухинского училища, ныне Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица создала целый мир майоликовой пластики, признанный современными специалистами и экспертами.


«Майолика как разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с применением цветной глазури, испокон веков предназначалась для создания декоративных панно, наличников, изразцов, посуды и даже монументальных скульптурных композиций. Многое из этого было развито в свое время в Ярославле, – отметил в своем выступлении кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Александр Греков. – И найти свой путь в этом искусстве современному автору было совсем не просто. Но Наталья Павлова смогла создать собственный мир майоликовой пластики. Это мир живой, постоянно развивающийся во времени. Он населен добрыми людьми, домашними животными. Здесь быт соседствует с праздниками, семья полнится детьми, дети радуются жизни. Ее манера лепки и декора остается классической и, несмотря на влияние народной традиции, сохраняет многие принципы академического ваяния. В этом ее коренное отличие от майолики гжельской, где доминирует народная струя. Для меня это скорее городской романс, нежели деревенский фольклор».


Руководство и коллектив «Мастерской майолики» поздравили заместитель директора департамента культуры области Юлия Серова, консультант отдела развития предпринимательства регионального департамента инвестиций и промышленности Николай Караваев, заместитель директора департамента организации деятельности Торгово-промышленной палаты Ярославской области Марина Клюшкина, экс-президент ЯрТПП Валерий Лавров и многие другие.


Пока гости общались и пробовали угощения, мы задали несколько вопросов коммерческому директору мастерской Галине Шепелёвой.
Галина Игнатьевна, что было за четверть века самым трудным?
– Самым трудным, пожалуй, было приобретение нового здания. Мы начали нашу деятельность в 1992 году, и несколько лет производство находилось во Дворце пионеров на улице Советской, рядом с Красной площадью. Из Дворца пионеров нас периодически просили уехать и правильно делали, все-таки печи, производство пожароопасное, а рядом дети. Найти здание было очень сложно, я лично обходила различные инстанции с просьбой помочь, но результата не было. Мы решили взять кредит, чтобы приобрести свое здание, а не брать помещения в аренду, тем более что арендные платежи из года в год росли. В итоге нашли здание бывшего детского сада на улице Юности, 17а, которое в свое время один предприниматель выкупил у Ярославского моторного завода. Помещения и все пристройки находились в полуразрушенном состоянии. Но ничего лучшего мы не нашли. Банки требовали гарантии обеспечения кредита, гарантий не было, и мы обратились к нашим партнерам в Америке, с которыми на тот момент сложились хорошие деловые отношения. Они дали нам товарный кредит, т.е. денежные средства мы возвращали нашей продукцией. Морским путем через Санкт-Петербург в Америку отправлялись фуры с ярославской майоликой, улетали самолеты. Таким образом мы отрабатывали кредит более трех лет на условиях, что за это время цены на продукцию остаются неизменными.

– Какая продукция отправлялась за океан?
Практически вся наша продукция, но самая любимая коллекция американцев – настольный вертеп, популярны и елочные украшения. Через три с лишним года мы рассчитались по кредиту, вздохнув с облегчением и начали, можно сказать, новую жизнь. Чтобы наладить сбыт продукции активно осваивали выставки в Ярославле, в соседних областях и, конечно, в Москве. Работали и американские представительства. На крупной выставке подарков в Нью Йорке коллеги набирали заказы, можно сказать, со всей Америки, а затем консолидированный заказ передавали нам в производство. Со временем мы выкупили и землю, расширились, построив еще одно здание во дворе.


Что важного и интересного можете отметить из последних событий?
– В первую очередь, конечно, юбилей. Нашу юбилейную выставку мы организовали не только, чтобы показать результат нашей работы, но и чтобы понять, куда двигаться дальше. Евгений Вячеславович в своем выступлении сказал, что мы пригласили известнейших экспертов. К примеру, главного керамиста страны Раилю Рифгатовну Мусину. Обсудим, какие есть замечания и предложения, чтобы на основе этого выстроить дальнейшую стратегию. Возможно, новые направления развивать. К примеру, третий год мы осваиваем новое для нас направление – производство фарфоровой посуды, на базе бывшего Первомайского фарфорового завода в Песочном. Завод прекратил свое существование, откровенно говоря пребывает в состоянии разрухи. На наше счастье сохранилось заводоуправление, мы арендовали один этаж, 200 кв.метров, полностью отремонтировали, завезли оборудование, с помощью своих и бывших специалистов завода возрождаем производство фарфоровой посуды.

Где можно приобрести первомайский фарфор?
- В конце января – начале февраля мы открываем большой магазин при мастерской, где можно и посмотреть, и приобрести всю нашу продукцию. Для желающих проводим экскурсии по производству и индивидуальные мастер-классы. Всю контактную информацию можно найти на нашем сайте.

- Как идут дела в последние 2-3 года, кризисные явления ощущаете?
- Да, кризис и спад был. Но последняя выставка-ярмарка «Ладья. Зимняя сказка» в декабре 2017-го прошла на ура! Результаты превысили наши ожидания в три раза. Первые три дня мы работали втроем, что называется, не покладая рук. Несколько раз даже подвозили продукцию. Наши соседи по выставке удивлялись такому ажиотажу. «Tакое ощущение, что вы бриллианты по цене бижутерии продаете», - говорили они. Как будто все чего-то ждали, ждали, и наконец устали ждать, решив перед Новым годом порадовать себя и своих близких.

– Ваша стратегия на будущее.
– Развивать фарфор как новое направление. Майолику думаем в каком ключе развивать. Самое ходовое и популярное оставим. Планируем создавать новые коллекции и дополнять старые, в первую очередь, по просьбе трудящихся, самые известные - «Русское купечество», «Городские картинки», «Масленица».
Приглашаем всех на нашу выставку, ждем отзывов и предложений.
Выставка будет работать до 4 февраля, успейте увидеть!






Государственная поддержка инвестиционных проектов Инвестиционный портал Ярославской области Топ Легион Portal DA