Артиллерия – стальной щит пехоты. Под прикрытием огня солдат наступает и отходит, снаряды делают за бойца половину работы, прорежая врага в окопах. Но это если у артиллерии есть чем стрелять. Историки говорят, что в Великую Отечественную войну на каждый русский снаряд в ответ прилетало 4-5 немецких. У врага проблем с боеприпасами не было, а вот Красная армия постоянно ощущала их дефицит.
Многие заводы СССР срочно переключались на создание снарядов. Среди них – и рыбинский завод «Дормашина», будущий «Раскат». Под номером 765 он стал выпускать оборонную продукцию: артиллерийские снаряды, мины и фугасные авиабомбы в 500 кг.
Вначале у «Дормашины» возникали вполне объяснимые трудности. На фронт ушли 400 квалифицированных рабочих, их заменили женщины и подростки, порой их рабочий день достигал 20 часов. На прежних станках и дореволюционных площадях неопытным специалистам пришлось создавать военную продукцию – много, быстро и качественно. Частые налеты вражеской авиации держали людей в постоянном напряжении.
Да еще и с материалами была беда – сырья для снарядов поступало мало. В августе 1942 года в литейном цехе сложилось безвыходное положение. На срочный заказ для фронта не хватало стали. Директор завода Дворядкин решил варить сталь прямо на заводе. За четыре дня отставание ликвидировали.
Однако варка стали не была специализацией «Дормашины». Не дотягивало до идеала качество материала, а значит, и конечного продукта. Об этом, критикуя завод в печати, говорили сами сотрудники «Раската».
«Долго мы не справлялись с госзаказом и являлись одним из отстающих предприятий города. Отсутствие потока в производстве, малой механизации, большой брак в чугунном и стальном литье – это приводило к затратам материалов, мешало работать по графику, срывало выполнение программы.
Наконец коллектив нашел решающее звено в цепи наших участков. Им оказался литейный цех, который страдал от недостатка рабочих и низкого уровня организации труда. Вместе с цехом отставал и весь завод.
Мы организовали при литейке конструкторское бюро. Инженеры поставили изготовление ведущего изделия на поток. Это сократило цикл производства и высвободило 53 рабочих. Для разлива металла мы стали применять закрытые ковши, так сохранялась его температура. Это позволило в два раза снизить брак», — пишет в 1944 году главный инженер завода Нечипоренко в «Рыбинской правде».
Улучшения пошли заводу на пользу: вырос уровень производства, в конце 1944 года предприятие два месяца удерживало переходящее Знамя передовиков. Рабочие завода сами изменяли технологию производства, в 1944 году сотрудники внесли 64 рацпредложения, 26 из них дали экономию в 1,5 млн рублей.
Снова обратимся к газетам. В «Рыбинской правде» 1944 года вышла статья «Новый вклад в дело победы»: «Рабочие освоили новый важный заказ, внеся вклад в дело победы. В мирное время мы несколько месяцев готовились массово выпускать новую продукцию. Но теперь время не ждет. Инженеры и рабочие решили эту сложную задачу за 10 дней. Люди буквально не уходили из цеха, спешно разрабатывали новый техпроцесс, оснащали цех инструментами.
Трудности преодолевали вагранщики Колесников, Иванов, Захаров и Самарин: они оборудовали обжигательный агрегат, работы приходилось вести внутри агрегата при горении и жаре. Культурную обстановку в работе создали стахановцы литейки, очистив территорию корпуса от завалов шлака».
Все военные годы завод дормашин не прекращал выпускать дорожную технику и создал 93 катка. Уже после войны они работали на строительстве Комсомольска-на-Амуре, канала Волга-Москва, Кузнецкого металлургического комбината. Страна восстанавливала рыбинскими катками разрушенные дороги, приводила себя в порядок.
Юлия Галанцева
gazeta-rybinsk.ru
5 июля 2021