Перед представителями бизнеса выступила Мария Суворова – китаист, переводчик, специалист по межкультурной коммуникации и переговорам, декан китайского и корейского направления Международного колледжа искусств и коммуникаций, автор книги «88 советов как вести бизнес с китайцами».
Более 30 представителей ярославского бизнеса пришли на встречу и проявили заинтересованность в сотрудничестве с Китаем.
Участников поприветствовала президент ЯрТПП Наталья Рогоцкая. Она анонсировала новый проект и отметила, что это неформальные встречи, где приветствуются вопросы, кейсы из личного опыта.
К доверительной беседе располагала и атмосфера – возможность взбодриться кофе от нашего постоянного партнера – компании «Мастеркофе.РФ» и попробовать китайский чай от проекта «Чайная. Чайная», организовавшего также чайную церемонию.
Своё выступление Мария Суворова начала со слов «Тот, кто готов играть, не зная правил, всегда проигрывает», и это в полной мере касается сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии: прежде, чем его начинать, нужно тщательно готовиться. Она рассказала об особенностях китайского менталитета, чертах характера, особенностях ведения переговоров, поиске и проверке поставщиков и многих других аспектах взаимодействия с китайскими партнёрами.
«Необходимо изучать, думать, просчитывать, обращаться к профессионалам. Пригодятся маркетинговые исследования рынка и региональных особенностей, книги про менталитет и построение коммуникаций. Вникнуть придётся достаточно серьёзно, иначе потерь и разочарований не избежать, – отметила она. – Очень важно не жалеть времени на то, чтобы выстроить отношения. Если китайцы серьёзно настроены на работу, они будут с вами знакомиться, приглашать в гости, приезжать с ответным визитом, придется выпить не одну сотню кружек чая. Им важно присмотреться и понять, насколько вы договороспособны, ориентируетесь в экономической ситуации, имеете лояльную построенную команду… И когда отношения выстроены, можно договариваться. Китайцы – мастера переговоров, к ним тоже нужно готовиться и уметь торговаться, при этом соблюдая баланс интересов обеих сторон».
Китайцы никогда не говорят «нет», поскольку это означает потерю деловой репутации и бизнеса. Приобретая продукцию в Китае, например, оборудование, нужно очень подробно описывать его характеристики, чем чётче будет составлено техническое задание, тем лучше результат.
Очень важный аспект – защита интеллектуальной собственности. Заходя на китайский рынок, нужно сразу подать заявку на регистрацию торговой марки в Китае, иначе велика вероятность, что вас опередят.
Интересный нюанс, с которым многие из присутствующих сталкивались на деле. Если вы пишете письмо на электронную почту, где задаете много вопросов, будьте готовы, что ответ придет, в лучшем случае, только на один. Задавать второй надо, только тогда, когда получите ответ на первый.
Руководитель российско-китайского комитета Ассоциации экспортеров и импортеров, основатель компании «ВсёИзКитая» Андрей Коган рассказал об опыте сотрудничества с Китаем. Компания работает с 2006 года и была рекомендована коллегами из территориальных ТПП.
Он также обозначил важные правила – развивать личные отношения с китайскими производителями, чтобы они знали, с кем сотрудничают, вести переговоры с точки зрения взаимного интереса, общаться с несколькими производителями одновременно, чтобы изучать рынок и конкурентов; помнить, что дешево – не значит качественно.
Многие участники ушли с пониманием, на что обратить внимание и как действовать.
«Актуальная тема и отличный лектор, великолепно рассказывает, приводя много примеров, – отметила генеральный директор ООО «ЯПК» Надежда Бычкова. – Мы только начинаем сотрудничество с Китаем. Раньше ориентировались на европейских производителей, а в конце прошлого года заключили договоры на поставку оборудования и запчастей из Китая. Будем учиться выстраивать взаимоотношения с учетом особенностей китайского менталитета. Благодарю организаторов за своевременную встречу».
«Планируем работать с китайскими поставщиками запасных частей, очень полезная встреча, узнали много интересной информации о том, как вести переговоры, теперь знаем к кому обратиться, – отметил Денис Шехонов, представитель ООО «Ярдизель Сервис».
«Побывав на этой встрече понял, что мы всё делали неправильно, пытаясь начать коммуникации с китайцами, – отметил генеральный директор ООО «Базис» Олег Остриков. – В конце прошлого года ездили в Нанкин с ярославской бизнес-делегацией, провели несколько встреч, обменялись визитками и затем пытались вести переписку по электронной почте, буквально закидав китайцев своими вопросами и предложениями. Один раз нам ответили и на этом всё. Теперь будем мудрее. Начнём с того, что поднимем все визитки и поздравим с Новым годом, а затем чётко и постепенно попробуем выстроить взаимодействие. Производим стеклопакеты, занимаемся фасадным остеклением и заинтересованы в качественной фурнитуре. В перспективе готовы прорабатывать вопрос о создании совместного предприятия».
«Сейчас значительно вырос товаропоток из Китая автомобильным транспортом, это быстрее, чем морем или железной дорогой, – отметил начальник отдела организации работы с участниками внешнеэкономической деятельности ООО «ТСП» Михаил Рогозин. – Товар приходит напрямую в Ярославль, поступает к нам на склад временного хранения, и после таможенного оформления получатель забирает товар. По запросу клиентов можем провести поиск или проверку китайских поставщиков по таможенной базе данных на предмет были ли поставки того или иного товара в Россию».