Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
5 мая 2023

С 9 Мая!

9 мая 2023 года наша страна отмечает 78-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Руководители предприятий–членов ЯрТПП поздравляют ярославцев с Днем Победы!


Промышленность Ярославского края в годы Великой Отечественной войны

Текст: Кербиков Михаил, историк, заведующий Музеем Боевой Славы
Публикация в журнале ЯрТПП «Деловые вести Ярославии», 2020, №1

К началу Великой Отечественной войны промышленность Ярославской области занимала важное место в экономике страны. В условиях перебазирования на восток крупных заводов в начальный этап войны возросла роль центральных районов страны в снабжении армии вооружением, боевой техникой и боеприпасами. Не занятые врагом районы, в том числе и Ярославская область, должны были взять на себя производство многих видов оборонной продукции и восполнить временную потерю промышленных районов на юге и западе страны в связи с фашистской оккупацией. Несмотря на то, что на некоторых предприятиях, например на Ярославском механическом заводе, военная продукция начала производиться еще в 1939 году, многим заводам и фабрикам пришлось столкнуться с рядом проблем. Прежде всего, это была масштабная нехватка кадров, в том числе и на участках, связанных с тяжелым физическим трудом. Ушедших на фронт рабочих-мужчин, как правило, заменяли женщины и подростки, некоторое число вернувшихся к работе пенсионеров. Большой проблемой оставалась постоянная нехватка топлива, особенно после захвата немцами Донецкого каменноугольного бассейна. Рабочим и работницам пришлось заготавливать дрова и оставшийся от производства Менделеевского нефтеперерабатывающего завода гудрон самостоятельно. Необходимое для военного производства оборудование часто создавали сами, опираясь на рационализаторскую мысль.

Кроме того, вследствие возникшей осенью-зимой 1941 года опасной ситуации на фронте и усилившихся бомбардировок около двух десятков крупных предприятий пришлось срочно эвакуировать вглубь страны и налаживать производство практически в чистом поле. Адреса отправлений были самые разные: Уфа, Ульяновск, Горький, Чкалов, Куйбышев, Киров, Саратов, Сызрань, Молотов, Орск, Энгельс, Асбест, Алма-Ата, Челябинск и т.д. На 3 декабря 1941 года из нашей области было отправлено 5300 вагонов с оборудованием и 799 вагонов с людьми. Кроме того, сырьем и материалами было загружено 48 барж, на 21 барже и 10 пароходах разместили людей. 44 баржи не дошли до места, их сковало льдом, и они перезимовали на Волге в пределах нашей и соседней областей. Людей переправляли на ближайшие железнодорожные станции и пересаживали на поезда. Дольше других зимовали около 10 тысяч рабочих Рыбинского машиностроительного завода. Они оказались не только за пределами области, но и вдали от железных дорог. А в вагоны надо было перегружать и большую часть грузов.

Не все пережили это масштабное перемещение. В октябре 1941 года в Кострому с Ярославского судостроительного завода было вывезено на баржах до 70% демонтированного оборудования. После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941 года завод вернулся в Ярославль. Он выпускал противотанковые ежи, понтоны, лопаты-минометы. В августе 1942 года он получил срочное задание наркома Военно-Морского флота о выпуске катеров Я-5 («Ярославец»), оборудованных установками для гвардейских минометов «Катюша». Катера с речными «Катюшами» в составе Черноморского флота, Днепровской и Дунайской флотилий участвовали в Сталинградской битве, по рекам и каналам они дошли до самого Берлина, бороздили воды Шпрее и Эльбы, вели обстрел рейхстага.

На всех заводах страны, собиравших автоматы ППШ, работали женщины и подростки

Еще в самом начале войны Ярославский автомобильный завод получил задание приступить к выпуску новой продукции. С осени 1941 года началось массовое изготовление пистолетов-пулеметов Шпагина, ставших символом советского солдата, ручных осколочных гранат, трассирующих снарядов для зенитных орудий, противотанковых бронебойных снарядов. С сентября 1943 года выпущенные заводом ярославские тягачи «Я-12», названные «чудо-машинами», стали поступать на фронт. Тягач мог развивать скорость 40 км/час, имея на прицепе 6-дюймовое орудие. Ярославский электромашиностроительный завод перешел на выпуск сопел для гвардейских минометов, военно-инженерного инструмента для возведения оборонительных сооружений, позднее – стартеров к танкам, тротиловых зарядов. А с начала 1942 года завод возобновил выпуск электротехнической продукции, необходимой тылу.

Артиллерийский тягач производства Ярославского автозавода

Ярославский шинный завод, выделившийся из Резино-асбестового комбината в 1941 году, снабжал фронт и тыл автомобильными шинами, аэропокрышками, шинами для пушек и броневиков, а также для бомбардировщиков. После блокады Ленинграда завод остался единственным отечественным предприятием, производящим покрышки для нужд фронта. Трудно переоценить его значение для победы в войне.

Завод «Резинотехника» к середине 1943 года, после частичной эвакуации, выпускал аэростаты, понтоны, пулеметно-переправочные мешки, прорезиненные костюмы и комбинезоны.

На заводе синтетического каучука, кроме основной продукции, производили технический эфир и альдегид. Ещё до войны, в 1932 году, на заводе впервые в мире был синтезирован искусственный каучук.

Ярославский завод «Красный маяк» освоил производство боеприпасов, минных взрывателей, корпусов мин, авиабомб и противотанковых бомб. До войны был налажен выпуск электровибраторов. Без них не обходилось ни одно крупное строительство, и они очень пригодились при восстановлении народного хозяйства страны.

Ярославский электровозоремонтный завод изготовлял солдатские котелки, снаряды, кроме основной продукции – бронепоездов, – строил бронеплощадки, выпускал тракторные запчасти.

На Ярославском электромашиностроительном заводе в 1942 - 1943 гг. изготавливались детали к гвардейскому миномету «Катюша»

Предприятия легкой промышленности также работали на нужды фронта. С первых дней войны перестроился режим работы Ярославского комбината «Красный Перекоп». Были введены две смены по 11 часов каждая. В цехах было холодно, работали в ватниках, стыли руки. Иногда рабочие сутками не выходили из цехов, чтобы в срок выполнить правительственные задания. За все годы войны работницы не имели выходных дней. В первую годовщину Победы ткачиха-многостаночница Валентина Семенова с гордостью вспомнила, что только она одна «… выработала 225 тысяч метров добротной ткани. В одежде из этого материала сражались за Родину тридцать восемь тысяч бойцов и офицеров Красной Армии». В 1943 году фабрика освоила выпуск новой технической ткани – бельтинга, необходимой для изготовления транспортных лент в горнорудную и каменноугольную промышленность. За несколько военных лет красноперекопцы дали стране около шести с половиной миллионов метров технической ткани.

Другим предприятием текстильной промышленности, работавшим на фронт, был Гаврилов-Ямский льнокомбинат «Заря социализма». Комбинат выпускал парусину, а также брезентовую, палаточную и другие специальные ткани.

В годы Великой Отечественной войны совершенно преобразилась пищевая индустрия. Усилиями тружеников она из мирной отрасли превратилась в военную. Была создана промышленность концентратов; налажено в больших масштабах изготовление сухарей; организовано производство витаминов, лекарственных препаратов из животного сырья, отходов производства и другой продукции. Так, одним из «продовольственных генераторов армии» стал Поречский консервный завод. За годы войны завод выпустил 38 миллионов банок консервов различных видов.

К концу войны ярославские предприятия полностью выполняли и даже перевыполняли задания Государственного Комитета Обороны. Не только отдельные работники были награждены орденами и медалями СССР, но и целые коллективы, создававшие упорным трудом Победу.

Топливно-энергетический комплекс
До войны промышленность области потребляла большое количество донецкого каменного угля и бакинской нефти. В годы войны Донбасс длительное время находился в руках немцев и поступление каменного угля оттуда прекратилось. Трудно было и с нефтью. Поэтому в топливном балансе области особенно возросло значение местного топлива – торфа и дров. Осуществлялась реконструкция и расширение действующих предприятий треста Яргосторф, а к 1945 году число торфопредприятий увеличилось до девяти. Темпы добычи торфа повышались каждый год. За время войны количество лесозаготовительных пунктов в области увеличилось почти в четыре раза, заготовка древесины увеличилась в два с половиной раза. Однако жители городов области для отопления квартир и домов вынуждены были заготавливать дрова самостоятельно, зачастую проходя для этого длинные расстояния до ближайшего леса.

В первые месяцы войны заканчивается строительство Рыбинской и Угличской гидроэлектростанций. Как раз в те дни, когда фашистская армия штурмовала Москву, 18 ноября 1941 года был введен в строй первый, а 15 января 1942 года второй генератор Рыбинского гидроузла. Выработка электроэнергии по области в военные годы непрерывно увеличивалась и в 1945 году составила 224 процента к уровню 1940 года. Электростанции области не только обеспечивали энергией потребности местных заводов, но и стали крупными поставщиками энергии для Москвы, Московской и других областей. Когда осенью 1941 года немцы подошли к Москве, захватили ряд подмосковных районов, перерезали некоторые железные дороги и создали серьезные затруднения в подвозе угля и нефти, волжские гидроэлектростанции бесперебойно снабжали электроэнергией московские заводы. При этом в населенных пунктах Ярославской области был введен жесткий режим экономии. В целом же за время войны Рыбинская и Угличская ГЭС выработали более 4 миллиардов кВт/ч электроэнергии.

<

Государственная поддержка инвестиционных проектов объясняем.рф Ява Топ Легион