Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
3 июля 2020

Ярославлю присвоено почетное звание «Город трудовой доблести»

2 июля 2020 года, в Год памяти и славы, президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести».

20 российских городов, в том числе Ярославль, были удостоены этого звания. Решение об этом было принято на заседании Российского организационного комитета «Победа».

«На мой взгляд, ничто не препятствует реализации предложений наших коллег присвоить почётные звания «Город трудовой доблести» сразу 20 городам, – отметил президент страны Владимир Путин. – Аргументы здесь очевидны и убедительны и полностью соответствуют порядку и критериям Федерального закона. За бесперебойное производство военной, гражданской продукции предприятия этих городов были неоднократно удостоены орденов или красных знамён Государственного комитета обороны. Многочисленные факты личного мужества, трудового героизма жителей документально подтверждены».

«Инициатором выдвижения Ярославля на присвоение почетного звания «Город трудовой доблести» стала Общественная палата города, представители общественных и ветеранских организаций, – отметил вице-президент ЯрТПП, председатель Общественной палаты города Ярославля Александр Федоров. – Нашу инициативу поддержал мэр города, муниципалитет, Ярославская областная Дума и губернатор Ярославской области. Мы подготовили все необходимые документы, передали на рассмотрение РАН, которая дала положительное заключение. Также был снят фильм ”Трудовой Ярославль в годы войны”».

Согласно федеральному закону, в «Городах трудовой доблести», установят стелу с изображением герба города и текстом указа президента о присвоении звания. Также в этих городах будут проводиться публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая, 9 мая и в День города.


О промышленности Ярославского края в годы Великой Отечественной войны читайте в статье заведующего Музеем Боевой Славы, историка Михаила Кербикова. Статья вышла в журнале "Деловые вести Ярославии", 2020, №1.



Промышленность Ярославского края в годы Великой Отечественной войны

«Пусть же знают все, что на ярославских катерах мы переправлялись через Одер и Шпрее, что в Берлин мы ворвались на ярославских автомашинах, обутых в ярославские шины. Ярославскими снарядами и минами заставили мы фольксштурмовцев поднять руки в тоннелях берлинского метро. Ярославские крепкие армейские сапоги стучали по берлинской панели, и знаменитая душистая ярославская махорка дымилась в наших трубках и «козьих ножках», когда Москва салютовала Победе над поверженной гитлеровской Германией».

Василий Смирнов, писатель, участник Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны промышленность Ярославской области занимала важное место в экономике страны. В условиях перебазирования на восток крупных заводов в начальный этап войны возросла роль центральных районов страны в снабжении армии вооружением, боевой техникой и боеприпасами. Не занятые врагом районы, в том числе и Ярославская область, должны были взять на себя производство многих видов оборонной продукции и восполнить временную потерю промышленных районов на юге и западе страны в связи с фашистской оккупацией. Несмотря на то, что на некоторых предприятиях, например, на Ярославском механическом заводе, военная продукция начала производиться еще в 1939 году, многим заводам и фабрикам пришлось столкнуться с рядом проблем. Прежде всего, это была масштабная нехватка кадров, в том числе и на участках, связанных с тяжелым физическим трудом. Ушедших на фронт рабочих-мужчин, как правило, заменяли женщины и подростки, некоторое число вернувшихся к работе пенсионеров. Большой проблемой оставалась постоянная нехватка топлива, особенно после захвата немцами Донецкого каменноугольного бассейна. Рабочим и работницам пришлось заготавливать дрова и оставшийся от производства Менделеевского нефтеперерабатывающего завода гудрон самостоятельно. Необходимое для военного производства оборудование часто создавали сами, опираясь на рационализаторскую мысль.

Кроме того, вследствие возникшей осенью-зимой 1941 года опасной ситуации на фронте и усилившихся бомбардировок около двух десятков крупных предприятий пришлось срочно эвакуировать вглубь страны и налаживать производство практически в чистом поле. Адреса отправлений были самые разные: Уфа, Ульяновск, Горький, Чкалов, Куйбышев, Киров, Саратов, Сызрань, Молотов, Орск, Энгельс, Асбест, Алма-Ата, Челябинск и т.д. На 3 декабря 1941 года из нашей области было отправлено 5300 вагонов с оборудованием и 799 вагонов с людьми. Кроме того, сырьем и материалами было загружено 48 барж, на 21 барже и 10 пароходах разместили людей. 44 баржи не дошли до места, их сковало льдом, и они перезимовали на Волге в пределах нашей и соседней областей. Людей переправляли на ближайшие железнодорожные станции и пересаживали на поезда. Дольше других зимовали около 10 тысяч рабочих Рыбинского машиностроительного завода. Они оказались не только за пределами области, но и вдали от железных дорог. А в вагоны надо было перегружать и большую часть грузов. Не все пережили это масштабное перемещение. В октябре 1941 года в Кострому с Ярославского судостроительного завода было вывезено на баржах до 70% демонтированного оборудования. После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941 года завод вернулся в Ярославль. Он выпускал противотанковые ежи, понтоны, лопаты-минометы. В августе 1942 года он получил срочное задание наркома Военно-Морского флота о выпуске катеров Я-5 («Ярославец»), оборудованных установками для гвардейских минометов «Катюша». Катера с речными «Катюшами» в составе Черноморского флота, Днепровской и Дунайской флотилий участвовали в Сталинградской битве, по рекам и каналам они дошли до самого Берлина, бороздили воды Шпрее и Эльбы, вели обстрел рейхстага.

Еще в самом начале войны Ярославский автомобильный завод получил задание приступить к выпуску новой продукции. С осени 1941 года началось массовое изготовление пистолетов-пулеметов Шпагина, ставших символом советского солдата, ручных осколочных гранат, трассирующих снарядов для зенитных орудий, противотанковых бронебойных снарядов. С сентября 1943 года выпущенные заводом ярославские тягачи «Я-12», названные «чудо-машинами», стали поступать на фронт. Тягач мог развивать скорость 40 км/час, имея на прицепе 6-дюймовое орудие.


Ярославский электромашиностроительный завод перешел на выпуск сопел для гвардейских минометов, военно-инженерного инструмента для возведения оборонительных сооружений, позднее – стартеров к танкам, тротиловых зарядов. А с начала 1942 года завод возобновил выпуск электротехнической продукции, необходимой тылу.

Ярославский шинный завод, выделившийся из Резино-асбестового комбината в 1941 году, снабжал фронт и тыл автомобильными шинами, аэропокрышками, шинами для пушек и броневиков, а также для бомбардировщиков. После блокады Ленинграда завод остался единственным отечественным предприятием, производящим покрышки для нужд фронта. Трудно переоценить его значение для победы в войне.


Завод «Резинотехника» к середине 1943 года, после частичной эвакуации, выпускал аэростаты, понтоны, пулеметно-переправочные мешки, прорезиненные костюмы и комбинезоны.

На заводе синтетического каучука, кроме основной продукции, производили технический эфир и альдегид. Еще до войны, в 1932 году, на заводе впервые в мире был синтезирован искусственный каучук.

Ярославский завод «Красный маяк» освоил производство боеприпасов, минных взрывателей, корпусов мин, авиабомб и противотанковых бомб. До войны был налажен выпуск электровибраторов. Без них не обходилось ни одно крупное строительство, и они очень пригодились при восстановлении народного хозяйства страны.

Ярославский электровозоремонтный завод изготовлял солдатские котелки, снаряды, кроме основной продукции – бронепоездов, – строил бронеплощадки, выпускал тракторные запчасти.

Предприятия легкой промышленности также работали на нужды фронта. С первых дней войны перестроился режим работы Ярославского комбината «Красный Перекоп». Были введены две смены по 11 часов каждая. В цехах было холодно, работали в ватниках, стыли руки. Иногда рабочие сутками не выходили из цехов, чтобы в срок выполнить правительственные задания. За все годы войны работницы не имели выходных дней.

В первую годовщину Победы ткачиха-многостаночница Валентина Семенова с гордостью вспомнила, что только она одна «… выработала 225 тысяч метров добротной ткани. В одежде из этого материала сражались за Родину тридцать восемь тысяч бойцов и офицеров Красной Армии». В 1943 году фабрика освоила выпуск новой технической ткани – бельтинга, необходимой для изготовления транспортных лент в горнорудную и каменноугольную промышленность. За несколько военных лет красноперекопцы дали стране около шести с половиной миллионов метров технической ткани.

Другим предприятием текстильной промышленности, работавшим на фронт, был Гаврилов-Ямский льнокомбинат «Заря социализма». Комбинат выпускал парусину, а также брезентовую, палаточную и другие специальные ткани.

В годы Великой Отечественной войны совершенно преобразилась пищевая индустрия. Усилиями тружеников она из мирной отрасли превратилась в военную. Была создана промышленность концентратов; налажено в больших масштабах изготовление сухарей; организовано производство витаминов, лекарственных препаратов из животного сырья, отходов производства и другой продукции. Так, одним из «продовольственных генераторов армии» стал Поречский консервный завод. За годы войны завод выпустил 38 миллионов банок консервов различных видов.


Топливно-энергетический комплекс. До войны промышленность области потребляла большое количество донецкого каменного угля и бакинской нефти. В годы войны Донбасс длительное время находился в руках немцев и поступление каменного угля оттуда прекратилось. Трудно было и с нефтью. Поэтому в топливном балансе области особенно возросло значение местного топлива – торфа и дров. Осуществлялась реконструкция и расширение действующих предприятий треста Яргосторф, а к 1945 году число торфопредприятий увеличилось до девяти. Темпы добычи торфа повышались каждый год. За время войны количество лесозаготовительных пунктов в области увеличилось почти в четыре раза, заготовка древесины увеличилась в два с половиной раза. Однако жители городов области для отопления квартир и домов вынуждены были заготавливать дрова самостоятельно, зачастую проходя для этого длинные расстояния до ближайшего леса.

В первые месяцы войны заканчивается строительство Рыбинской и Угличской гидроэлектростанций. Как раз в те дни, когда фашистская армия штурмовала Москву, 18 ноября 1941 года был введен в строй первый, а 15 января 1942 года второй генератор Рыбинского гидроузла. Выработка электроэнергии по области в военные годы непрерывно увеличивалась и в 1945 году составила 224 процента к уровню 1940 года. Электростанции области не только обеспечивали энергией потребности местных заводов, но и стали крупными поставщиками энергии для Москвы, Московской и других областей. Когда осенью 1941 года немцы подошли к Москве, захватили ряд подмосковных районов, перерезали некоторые железные дороги и создали серьезные затруднения в подвозе угля и нефти, волжские гидроэлектростанции бесперебойно снабжали электроэнергией московские заводы. При этом в населенных пунктах Ярославской области был введен жесткий режим экономии. В целом же за время войны Рыбинская и Угличская ГЭС выработали более 4 миллиардов кВт/ч электроэнергии.

К концу войны ярославские предприятия полностью выполняли и даже перевыполняли задания Государственного Комитета Обороны. Не только отдельные работники были награждены орденами и медалями СССР, но и целые коллективы, создававшие упорным трудом Победу.

Фото: yarwiki.ru


Государственная поддержка инвестиционных проектов Инвестиционный портал Ярославской области объясняем.рф Топ Легион