Вы уже подписаны на рассылку.
Экспортерам о СТ-1
10 августа 2018

Вместо штрафа – предупреждение

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой разработаны материалы по вопросу применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного экологического надзора, а также разъяснения о порядке применения ст. 4.1.1 КоАП РФ с целью замены административного штрафа за впервые совершенное правонарушение на предупреждение.

Если коротко, согласно ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектам малого и среднего предпринимательства административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение даже в случаях, когда последнее не предусмотрено Особенной частью КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Это возможно, если административное правонарушение совершено впервые и не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам, не создало его угрозы или не причинило имущественный ущерб. За исключением тех правонарушений, в числе которых недобросовестная конкуренция, невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа, подделка документов, незаконное вознаграждение и др.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведен анализ практики применения ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении административных наказаний в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Всего органами, осуществляющими государственный экологический надзор в 2017 – 1 квартале 2018 г. рассмотрено 12854 административных дела в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (2017 – 10655, 2018 – 2199). Положения ст. 4.1.1 КоАП применены в 2544 случаях, что составляет 20% от числа рассмотренных административных дел.

В ходе осуществления надзора за административной практикой органов государственного экологического надзора Ивановским, Казанским, Марийским, Саратовским, Тверским, Ярославским межрайпрокурорами выявлены факты неприменения положений ст. 4.1.1 КоАП. В целях восстановления нарушенных прав субъектов малого и среднего предпринимательства принесено 34 протеста.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду к соответствующим категориям риска. Именно от этих категорий и определенных классов опасности напрямую зависит график плановых проверок предприятий. Всего законодательно предусмотрено 6 категорий риска: от низкого до чрезвычайно высокого.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура напоминает, что при отнесении объектов к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. К тому же, предприятия и индивидуальные предприниматели  могут обратиться в орган государственного контроля и в течение 15 дней с момента поступления запроса получить информацию о присвоении категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их к этим категориям или классу опасности.

У хозяйствующего субъекта есть право подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении категории риска или класса опасности с приложением документов о соответствии категории риска или классу опасности, на присвоение которых претендует.

Те объекты, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим.

По материалам Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
объясняем.рф Portal DA Топ Легион Ява