Вы уже подписаны на рассылку.
Экспортерам о СТ-1
25 мая 2017

Тонкости экспорта

Круглые столы, дискуссии, мастер-классы, около 300 представителей бизнес-сообщества, общественных организаций, органов государственной власти – так прошел День предпринимателя Ярославской области 23 мая, организатором которого выступил региональный департамент инвестиций и промышленности. Поддержка малого и среднего предпринимательства, участие в госзакупках и процессах производственной кооперации, подготовка профессиональных кадров для промышленности, развитие внешнеэкономической деятельности ярославских предприятий и другие актуальные для экономики области вопросы стояли на повестке дня.

Одним из стратегических мероприятий стал круглый стол «Финансовая поддержка экспортеров: страхование, кредитование экспортных контрактов, банковские гарантии. Нефинансовые инструменты», организованный ЯрТПП и Центром экспорта Ярославской области.


«Развитие экспортного потенциала региона открывает перед предпринимателями широкие возможности для освоения новых рынков сбыта, – отметила и. о. директора регионального департамента инвестиций и промышленности Галина Пенягина. – Сегодня ярославскому бизнесу есть что предложить зарубежным рынкам, но правила игры знают далеко не все предприниматели. И далеко не все могут преодолеть организационные и административные составляющие этой работы. Со своей стороны Правительство Ярославской области оказывает экспортно ориентированным предприятиям региона поддержку во внешнеэкономической деятельности. Мы расширяем механизмы взаимодействия с профильными федеральными структурами, а также возможности регионального бизнеса найти пути выхода на внешние рынки.


«Рано или поздно перед руководителями предприятий встает вопрос расширения рынков сбыта, в том числе выход на зарубежные рынки, – подчеркнул президент ЯрТПП Сергей Кузенёв. – При погружении в этот процесс приходит понимание, что экспорт – очень сложный и длительный процесс, начиная с поиска партнеров, определения стран своей экспансии, поиска партнеров в этих странах, тут же всплывают юридические вопросы, финансовые, вопросы страхования сделок и т.д. Такое количество проблем зачастую приводит к тому, что экспортная деятельность на предприятии сходит на нет, так и не начавшись. Чтобы такого не происходило государство и на федеральном, и на региональном уровне создает институты поддержки и умение взаимодействовать с этими институтами, правильно ставить перед ними задачи, очень важно для каждого предприятия. Именно сочетание собственной инициативы и правильного консультационного сопровождения со стороны государственных институтов поддержки может привести к долгожданному результату».


Андрей Жигалов, старший эксперт по межрегиональным коммуникациям Российского экспортного центра рассказал о том, что уже делается для экспортеров и что планируется делать на государственном уровне. Российский экспортный центр (РЭЦ) сегодня выступает как единое окно, куда предприятиям, начинающим экспортную деятельность, стоит обращаться, чтобы понимать как действовать.


РЭЦ оказывает как финансовую, так и нефинансовую поддержку. «Нефинансовая поддержка – это, по сути, помощь собрать экспортный проект «под ключ» – рассказал Андрей Жигалов, – начиная от предэкспортной стадии, когда вы только задумались о том, что ваш товар в настоящих экономических условиях можно продавать на внешний рынок. Мы поможем провести аналитическую работу, поиск контрагентов, поиск покупателей на вашу продукцию в конкретной стране, а также проконсультируем и подскажем куда лучше обратиться по целому спектру вопросов, с которыми сталкиваются экспортеры: логистика, таможенное оформление, сертификация продукции и возмещение затрат на сертификацию, защита авторских прав и т.д.».

В состав Российского экспортного центра помимо головной организации входят 2 структуры, которые занимаются финансовой поддержкой экспортеров – экспортно-страховое агентство России «ЭКСАР» и Росэксимбанк.
ЭКСАР осуществляет страхование коммерческих и политических рисков российских экспортеров и инвесторов. Росэксимбанк предлагает линейку продуктов в области финансирования экспортных операций: финансирование расходов по экспортному контракту, текущих расходов по экспортным поставкам, финансирование коммерческого кредита экспортера, кредит банку иностранного покупателя, финансирование через подтвержденный аккредитив, прямой кредит иностранному покупателю, финансирование торгового оборота с иностранными покупателями. «Огромной проблемой является доступ к финансированию, – подчеркнул Андрей Жигалов, – поэтому работает связка, в которой ЭКСАР выступает в качестве обеспечения доступа к финансированию, а Росэксимбанк финансирует экспортные сделки». Возникающие проблемы эксперт посоветовал решать в ручном режиме, не стесняться обращаться в региональный Центр экспорта или напрямую в Российский экспортный центр. «Мы запускаем страновой бренд, проект «Made in Russia», – рассказал эксперт РЭЦ. – Сейчас разрабатываем критерии, по которым российские предприятия войдут в этот проект, и будут создавать имидж России на международной арене».


Исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров Юрий Шурыгин рассказал о деятельности Ассоциации и чем она может помочь начинающим экспортерам, привел кейсы предприятий по завоеванию зарубежных рынков. «5 лет назад мы, профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, запустили портал «Экспортеры России». А в прошлом году создали Ассоциацию малых и средних экспортеров, чтобы помогать предприятиям МСБ выходить на рынки других стран своими силами. Сообща выходить на экспорт намного проще, чем в одиночку».


Члены Ассоциации получают безвозмездную поддержку в поиске иностранных заказчиков и партнеров. На базе Ассоциации проходят стажировки для экспортных менеджеров, оказывается консультационная поддержка. Возможна работа в формате «Агентское соглашение», подразумевающем поиск партнеров и проработку перспективных контактов. Агентская комиссия в зависимости от вида продукции составляет от 2 до 10% и выплачивается, когда иностранный контрагент произвел расчеты по контракту.


«В течение пяти лет мы выступаем агрегатором положительного и отрицательного опыта ведения экспортной деятельности, – отметил Юрий Шурыгин, – и действительно можем помочь, у нас большая сеть экспертов в разных странах, с которыми мы взаимодействуем. Часто компании начинают экспортную деятельность, но не доводят ее до ума. Можно загубить экспортное направление в компании на корню, если поручить одному и тому же человеку продажи по России и экспорт. И вот почему. Экспортная деятельность очень сложный механизм, и сотрудник должен быть полностью сфокусированным на ней. Экспортные поставки начинаются через 9-12 месяцев после того, как началась работа по продвижению, а отчитываться перед руководством надо результатами. Продажи по России показывают результат через месяц-два. Соответственно, сотрудник в большей степени ведет продажи по России, нежели экспортное направление».

Игорь Седунов, начальник управления инвестиционного планирования и контроллинга АО «Судостроительный завод «Вымпел» рассказал о проекте по постройке судна на подводных крыльях «Комета 120М». Уже ведутся переговоры с иностранными заказчиками, но сложность заключается в том, что головное судно не достроено, а значит, нет возможности продемонстрировать его преимущества на воде. Предприятие ищет возможности финансирования достройки судна, в том числе ведет переговоры с экспертами Российского экспортного центра.


В завершение круглого стола состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Региональным Центром экспорта и Ассоциацией малых и средних экспортеров. Предмет соглашения – содействие развитию экспортной деятельности.
«Это соглашение дает нам возможность не только оказывать консультативную поддержку предпринимателям, но и размещать информацию об экспортных возможностях ярославских компаний на едином информационном портале «Экспортеры России» и на ресурсах Ассоциации, – рассказала генеральный директор АНО «Центр экспорта Ярославской области» Наталия Багрова. – Кроме того, представители Ассоциации будут принимать участие в профильных региональных мероприятиях».


Сотрудничество с Ассоциацией малых и средних экспортеров открывает возможности применения лучших практик в этой сфере.
Portal DA объясняем.рф Топ Легион Ява