
О том, как бизнесу избежать проблем и на что обратить внимание при ведении финансовой деятельности, шла речь на очередном заседании Совета Экспертов ЯрТПП для собственников бизнеса, бухгалтеров, юристов.
Главная тема встречи – применение 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон №115 обязывает банки выявлять операции клиентов, которые проводятся в целях легализации (отмывания) денежных средств. В зону влияния этого документа входят и операции по уходу от уплаты налогов. По закону банки обязаны запрашивать данные о финансово-хозяйственной деятельности клиентов, для чего проводится та или иная операция, откуда получены средства и прочее. Для этого банк обращается к своим клиентам с просьбой предоставить информацию и документы о работе компании. Банки несут серьезную ответственность за невыполнение закона, вплоть до отзыва лицензии, поэтому законодательство и инструкции ЦБ выполняют неукоснительно. Если клиент не предоставляет информацию в полном объеме, банк обязан ограничить ему ведение операций.
По словам приглашенного эксперта – управляющей операционным офисом «Ярославский» АО «Альфа-Банк» Инны Алексеевой, важно понять, почему банки запрашивают у бизнеса информацию, которая казалось бы, отношения к банковской деятельности не имеет.

«Банк вынужден брать на себя частично функции надзорных органов, – отметила она. – Те рекомендации и методики, которые описаны и спускает ЦБ, могут нам нравиться или нет, но мы по ним работаем и хотим, чтобы вы о них знали. В банках выстроена система мониторингов, как вручную, так и автоматически. Чаще всего банковская структура реагирует на появление каких-то нестандартных ситуаций. Это может быть неожиданный и необъяснимый перевод денег от юридического к физическому лицу или единовременное снятие крупной суммы. У многих существует ошибочное мнение, что банк не дает бизнесу пользоваться своими средствами, когда заблокирован счет. Нужно понимать, как только появляются сомнения в той или иной операции, предприятию отправляется запрос, как правило, в электронном виде. Не все клиенты реагируют на него. Банк не получает вовремя документы, причина этого не ясна, тогда и происходит блокировка. Когда клиент приходит в банк, приносит документы, объясняет ситуацию, тогда работа продолжается. Распоряжение денежными средствами счета не ограничивается. Блокировка, скорее, повод для диалога. Чем грамотней будет выстроено своевременное информирование, тем меньше у бизнеса будет проблем».
Эксперты банковской сферы дали участникам заседания рекомендации как избежать сложностей с закрытием счета в банках и что делать, если компания или ее партнеры оказались в «черном списке» Росфинмониторинга.
Некоторые из предложенных советов могли показаться банальными участникам и полезными только начинающему бизнесу. Но, как известно, «повторение - мать учения». Чтобы обезопасить свой бизнес, как оказалось, нужно быть очень внимательным к мелочам.

Из предложенных экспертами рекомендаций: контроль за соотношением налоговых платежей и оборотов по счету, отказ от единовременного снятия больших сумм, обязательная проверка партнеров перед заключением договора и проведения платежей, оформление документов с контрагентами и расчетов с физическими лицами. И, самое главное, своевременное предоставление документов по запросу банка.
Обсуждение этой темы оказалось довольно бурным, как выяснилось, многие пришедшие на встречу сталкивались с нюансами применения этого закона. Экспертам были заданы практические вопросы, в частности, что делать, если компания оказалась в списке сомнительных клиентов Росмониторинга, как быть в случае отказа банка об открытии счета и многие другие.