Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
25 января 2017

Путешествие ярославской иконы

9 сентября прошлого года в Россию вернулась уникальная икона, похищенная более двадцати лет назад из церкви Николы Надеина. Речь об иконе XVII века «Воскресение с сошествием во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах», утраченной в 1995 году. Эта икона была создана лучшими мастерами ярославской иконописной школы XVII века для местного ряда иконостаса церкви Николы Надеина.

Более десяти лет памятник находился в розыске. И только в 2016 году, благодаря счастливому стечению обстоятельств, икона была найдена в одной из частных антикварных галерей в Венеции научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи Левоном Нерсесяном. Деловая репутация коллекционера, в чьей собственности находилась икона, не вызывает нареканий, а это значит, что редкий памятник не подлежал конфискации. Переговоры с владельцем, выкуп иконы и возвращение ее на родину взял на себя Музей русской иконы, которому за последние десять лет удалось выкупить и безвозмездно передать в государственные музеи Ростова, Великого Устюга, Устюжны и Мурома 19 похищенных шедевров древнерусского искусства XVI-XVIII веков. После длительных переговоров владелец антикварной галереи согласился продать икону «Воскресение с сошествием во ад» владельцу Музея русской иконы Михаилу Абрамову.


В прошлом году икона экспонировалась на выставке выкупленных икон в Музее русской иконы. В 2017 году икона, наконец, вернулась в Ярославль. 25 января 2017 года, в день рождения Ярославского музея-заповедника, икона торжественно возвращена на хранение музею-заповеднику.

По словам заместителя директора музея Светланы Блажевской, икона «Воскресение с сошествием во ад» за время своих странствий сильно изогнулась, требует реставрации, поэтому вернуть ее в иконостас храма Николы Надеина не представляется возможным, после исследования иконы реставраторами и специалистами она займет достойное место в экспозиции «Иконы Ярославля».

Из текста экспертизы, проведенной старшим научным сотрудником Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левоном Нерсесяном:
«Настоящим подтверждаю, что икона «Воскресение – Сошествие во ад, с историей Страстей Христовых», выставленная на продажу в антикварной галерее «Spazio Eventi» (Italia (VE), Marcon, via Gaggio Porta Est, 9) добросовестным приобретателем, является произведением, похищенным в 1995 году из церкви Николы Надеина (филиал Ярославского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, инв. ЯМЗ 51430), которая ранее находилась в местном ряду храмового иконостаса и имела датировку около 1640 года (время создания росписей церкви Николы Надеина).

Идентичность иконы похищенному произведению установлена, во-первых, путем её сличения с инвентарным описанием, которое было представлено сотрудниками музея. Это описание называет аналогичное устройство доски (из трех частей с двумя поперечными шпонками), сходные размеры (140х99 против 143,5х101,5 см – погрешность была, вероятно, связана с тем, что измерения для инвентарного описания производились, когда икона находилась в иконостасе) и аналогичный состав и иконографию сюжетов: в среднике – Сошествие во ад (внизу), Христос, восстающий из Гроба (в центре), Вознесение (вверху, по центральной оси), Уверение Фомы и Явление Христа ученикам по дороге в Эммаус (вверху слева), благоразумный разбойник в раю (вверху справа) и Явление Христа на море Тивериадском (внизу справа); в клеймах: Омовение ног, Тайная вечеря, Святая Троица, Выход с Тайной вечери; Моление о чаше в Гефсиманском саду; Взятие под стражу; Приведение Христа в дом первосвященника; Отречение Петра»; Приведение Христа к Каиафе; Приведение к Пилату; Пилат умывает руки; Возложение тернового венца; Шествие на Голгофу; Возведение на Крест; Распятие; Иосиф Аримофейский испрашивает тело Христа у Пилата; Снятие с креста и Положение во гроб; Запечатывание гробницы; Явление ангела женам-мироносицам.

Для опознания иконы была также использована черно-белая фотография, которая позволяет сделать вывод об идентичности иконографических схем, композиций и рисунка.

Художественные приемы – в том числе тонкий «мелочный» рисунок черт ликов; «сплавленные» моделировки с полупрозрачными высветлениями в личном письме (восходящие к работам мастеров так называемой «строгановской» школы); колорит; типология, рисунок и декор архитектурных построек («нутровых палат»), а также характерные свободные, как бы «вибрирующие» белильные разделки горок на фоне сближают икону с целым рядом других произведений ярославской иконописи 1640–1650-х годов.

О том, что обнаруженная икона не может быть современной копией украденного произведения, однозначно свидетельствуют состояние доски и красочного слоя – с многочисленными мелкими утратами, остатками разновременных записей (которые невозможно имитировать) и некоторым количеством современных реставрационных тонировок, сделанных, очевидно, уже после похищения иконы и вывоза её за рубеж.

На обороте, в левом верхнем углу сохранились остатки полустертого инвентарного номера, выполненного белой масляной краской (в ультрафиолетовых лучах ясно читаются цифры «1» и «3», что соответствует номеру 51430)».
Ява Топ Легион Государственная поддержка инвестиционных проектов Portal DA