Вы уже подписаны на рассылку.
Форс-мажор
15 февраля 2017

Промышленность. Точки роста

14 февраля на Ярославском заводе порошковых красок участники экспертной группы «Промышленность» представили врио губернатора области Дмитрию Миронову свои предложения в программу стратегического развития Ярославской области «10 точек роста».



Началу рабочей части заседания предшествовал торжественный запуск шестой производственной линии по изготовлению порошковых красок, которая позволит заводу увеличить производственные мощности на 20 процентов. Производительность новой линии – до 600 кг в час. Для ее обслуживания будет создано 12 новых рабочих мест.

Открывая рабочую часть заседания Дмитрий Миронов подчеркнул, что «промышленность региона – системообразующий элемент экономики, на долю которого приходится треть валового регионального продукта, занято около 30% трудоспособного населения. Мы должны максимально использовать конкурентные преимущества региона, мощный научно-технический потенциал, создавать современную технологическую базу и обеспечить сбалансированную структуру промышленности».

О результатах работы группы рассказал президент ЯрТПП Сергей Кузенёв.


Эксперты проанализировали текущую ситуацию в промышленности и предложили стимулирование развития в части промышленности сосредоточить на машиностроении, химической промышленности, производстве химических изделий и сырья, фармацевтике и производстве строительных материалов. Плюс задействовать, как отдельную подотрасль, транспортно-логистический сектор.

Ключевыми факторами успеха мы считаем: разработку и освоение производства принципиально новых продуктов на основе инноваций, активное участие в процессе импортозамещения и максимальное содействие экспорту с территории области.

Продукты, которые находятся на рынке десятки лет, имеют минимальную рентабельность и высокую конкурентную среду. Поэтому мы проводили поиск продуктов, производство которых пока находится в начальной стадии. Например, производство композитов, смол, пигментов – у нас сейчас есть отдельные предприятия, но в основном все это завозится из-за рубежа. По нашему мнению, эти производства могут иметь высокую добавочную стоимость и пока очень невысокую конкурентную среду. Из этого следует и акцент на импортозамещении.

Максимальное содействие экспорту с территории области также обосновано – сегодня внутреннее потребление России составляет 2% от мирового, поэтому, выйдя даже на несколько стран, можно кратно увеличить свой рынок и объемы производства. Основная проблема в том, что многие хотят выйти на зарубежные рынки, но не знают, как это сделать. Мы надеемся, что центр, созданный при содействии РЭЦ, в течение года встанет на ноги и сможет оказывать реальную помощь предприятиям, которые хотят выйти на мировые рынки.

Также критичным моментом развития мы считаем кадровое обеспечение и качество образования. В том числе, мы поддерживаем создание Центра трансфера технологий в таких отраслях как химия и машиностроение. Рекомендуем делать это на базе вузов.



На федеральном уровне по-прежнему доминирует в развитии территорий кластерный подход. С некоторыми федеральными инструментами поодиночке работать сложно, зато можно, объединившись в кластер. Например, есть ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», есть президентские программы подготовки управленческих и инженерных кадров, есть Российская Венчурная Компания и фонд «Сколково». Во всех этих институтах можно получать недорогое либо безвозмездное финансирование. Но поодиночке предприятиям очень сложно в эти программы заходить, а если объединяться в кластеры, это можно сделать.

А в рамках кластера основное – это координация работы кластера. Потому что, встречаясь с предпринимателями, мы понимаем, что многие из них хотели бы каким-то образом объединяться, но не хватает кого-то одного, кто бы взял на себя объединяющую роль.

Мы проанализировали существующие и перспективные кластеры. Выделили 9 кластеров, либо действующих, либо уже готовых к формированию. В частности, была проанализирована достаточно глубоко ситуация в лакокрасочной промышленности, которая сегодня дает около 12% лакокрасочных материалов, производимых на территории России. То есть Ярославль фактически уже лидер отрасли, при этом кластера, как такового, нет. В ходе встреч сделали вывод, что все-таки нужно создавать кластер – и мы видим, какие элементы в этой цепочке нужно достраивать. В частности, мы считаем, что департаменту инвестиций и промышленности при работе с внешними инвесторами (потому что внутренних пока не находится) нужно сконцентрироваться на таких секторах как производство смол, производство пигментов и т.д.

По другим отраслям тоже есть выпадающие продукты, производство которых нужно стимулировать либо для наших местных производителей, если они обеспечены ресурсами, либо концентрироваться на них при работе с инвесторами.



Внутриобластная кооперация – тоже очень важная вещь.
Наши предложения:
  1. Создание информационной базы товаров и услуг, производимых и потребляемых предприятиями Ярославской области с основным акцентом на вовлечение предприятий малого и среднего бизнеса в производственные цепочки. Мы понимаем, что торговый сектор будет объективно сокращаться, соответственно будут освобождаться капиталы и рабочие руки – и хорошо, если бы они могли перетекать в производственный сектор. Мы предложили при распределении государственной поддержки создавать преференции малым предприятиям, нацеленным на производство товаров и услуг для крупных предприятий, готовых взаимодействовать. Основа для взаимодействия у нас уже есть – на базе торгово-промышленной палаты действует Центр субконтрактации.
  1. Стимулирование услуг аутсорсинга для действующих предприятий. Может быть, следует разработать механизм налогового стимулирования.
  2. Создание условий для местных производителей при проведении государственных и муниципальных закупок. Много копий ломается по поводу законов 44-ФЗ и 94-ФЗ, но во многих областях созданы такие механизмы поддержки местного производителя, которые годами работают эффективно. Мы уверены, что квалификационные требования могут быть уточнены в ходе торгов. Поэтому предлагаем проработать на законодательном уровне преференцию в 15% для производителей, уплачивающих налоги в Ярославскую область.
  3. При работе с инвесторами в первую очередь активно предлагать существующие производственные площадки, оснащенные инфраструктурой. При ограниченности ресурсов не стоит расти вширь и строить новую инфраструктуру в чистом поле. Нужно развивать площадки на уже существующих предприятиях. Там тоже есть свои сложности, но их можно решать – может быть, тоже налоговые льготы проработать для владельцев.
Что касается транспортно-логистической отрасли, здесь важно понять, как позиционировать Ярославскую область при общении с инвесторами – с учетом нашего географического положения в створе транспортного коридора «Север – Юг». Также мы рекомендуем правительству пообщаться с Минтрансом на тему создания и развития в Ярославской области транспортно-перевалочного узла грузов из стран Азиатского Региона и регионов Северо-Восточной, Северной и Центральной части России.

Все предложения направлены в Правительство области в письменном виде.

– Сегодняшняя встреча показала: у нас с вами во многом общее понимание задач, – подвел итог Дмитрий Миронов. – Это модернизация промышленного комплекса, работа над повышением инвестиционной привлекательности региона, развитие экспортного потенциала наших предприятий. Правительство области видит перспективы ярославской промышленности в локализации производства, импортозамещении, производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Будем работать вместе!
Прямые выплаты Портал поставщиков ДВЯ ЕДУВЯРОСЛАВЛЬ