Началу рабочей части заседания предшествовал торжественный запуск шестой производственной линии по изготовлению порошковых красок, которая позволит заводу увеличить производственные мощности на 20 процентов. Производительность новой линии – до 600 кг в час. Для ее обслуживания будет создано 12 новых рабочих мест.
Открывая рабочую часть заседания Дмитрий Миронов подчеркнул, что «промышленность региона – системообразующий элемент экономики, на долю которого приходится треть валового регионального продукта, занято около 30% трудоспособного населения. Мы должны максимально использовать конкурентные преимущества региона, мощный научно-технический потенциал, создавать современную технологическую базу и обеспечить сбалансированную структуру промышленности».
О результатах работы группы рассказал президент ЯрТПП Сергей Кузенёв.
Эксперты проанализировали текущую ситуацию в промышленности и предложили стимулирование развития в части промышленности сосредоточить на машиностроении, химической промышленности, производстве химических изделий и сырья, фармацевтике и производстве строительных материалов. Плюс задействовать, как отдельную подотрасль, транспортно-логистический сектор.
Ключевыми факторами успеха мы считаем: разработку и освоение производства принципиально новых продуктов на основе инноваций, активное участие в процессе импортозамещения и максимальное содействие экспорту с территории области.
Продукты, которые находятся на рынке десятки лет, имеют минимальную рентабельность и высокую конкурентную среду. Поэтому мы проводили поиск продуктов, производство которых пока находится в начальной стадии. Например, производство композитов, смол, пигментов – у нас сейчас есть отдельные предприятия, но в основном все это завозится из-за рубежа. По нашему мнению, эти производства могут иметь высокую добавочную стоимость и пока очень невысокую конкурентную среду. Из этого следует и акцент на импортозамещении.
Максимальное содействие экспорту с территории области также обосновано – сегодня внутреннее потребление России составляет 2% от мирового, поэтому, выйдя даже на несколько стран, можно кратно увеличить свой рынок и объемы производства. Основная проблема в том, что многие хотят выйти на зарубежные рынки, но не знают, как это сделать. Мы надеемся, что центр, созданный при содействии РЭЦ, в течение года встанет на ноги и сможет оказывать реальную помощь предприятиям, которые хотят выйти на мировые рынки.
Также критичным моментом развития мы считаем кадровое обеспечение и качество образования. В том числе, мы поддерживаем создание Центра трансфера технологий в таких отраслях как химия и машиностроение. Рекомендуем делать это на базе вузов.
На федеральном уровне по-прежнему доминирует в развитии территорий кластерный подход. С некоторыми федеральными инструментами поодиночке работать сложно, зато можно, объединившись в кластер. Например, есть ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», есть президентские программы подготовки управленческих и инженерных кадров, есть Российская Венчурная Компания и фонд «Сколково». Во всех этих институтах можно получать недорогое либо безвозмездное финансирование. Но поодиночке предприятиям очень сложно в эти программы заходить, а если объединяться в кластеры, это можно сделать.
А в рамках кластера основное – это координация работы кластера. Потому что, встречаясь с предпринимателями, мы понимаем, что многие из них хотели бы каким-то образом объединяться, но не хватает кого-то одного, кто бы взял на себя объединяющую роль.
Мы проанализировали существующие и перспективные кластеры. Выделили 9 кластеров, либо действующих, либо уже готовых к формированию. В частности, была проанализирована достаточно глубоко ситуация в лакокрасочной промышленности, которая сегодня дает около 12% лакокрасочных материалов, производимых на территории России. То есть Ярославль фактически уже лидер отрасли, при этом кластера, как такового, нет. В ходе встреч сделали вывод, что все-таки нужно создавать кластер – и мы видим, какие элементы в этой цепочке нужно достраивать. В частности, мы считаем, что департаменту инвестиций и промышленности при работе с внешними инвесторами (потому что внутренних пока не находится) нужно сконцентрироваться на таких секторах как производство смол, производство пигментов и т.д.
По другим отраслям тоже есть выпадающие продукты, производство которых нужно стимулировать либо для наших местных производителей, если они обеспечены ресурсами, либо концентрироваться на них при работе с инвесторами.
Внутриобластная кооперация – тоже очень важная вещь.
Наши предложения:
- Создание информационной базы товаров и услуг, производимых и потребляемых предприятиями Ярославской области с основным акцентом на вовлечение предприятий малого и среднего бизнеса в производственные цепочки. Мы понимаем, что торговый сектор будет объективно сокращаться, соответственно будут освобождаться капиталы и рабочие руки – и хорошо, если бы они могли перетекать в производственный сектор. Мы предложили при распределении государственной поддержки создавать преференции малым предприятиям, нацеленным на производство товаров и услуг для крупных предприятий, готовых взаимодействовать. Основа для взаимодействия у нас уже есть – на базе торгово-промышленной палаты действует Центр субконтрактации.
- Стимулирование услуг аутсорсинга для действующих предприятий. Может быть, следует разработать механизм налогового стимулирования.
- Создание условий для местных производителей при проведении государственных и муниципальных закупок. Много копий ломается по поводу законов 44-ФЗ и 94-ФЗ, но во многих областях созданы такие механизмы поддержки местного производителя, которые годами работают эффективно. Мы уверены, что квалификационные требования могут быть уточнены в ходе торгов. Поэтому предлагаем проработать на законодательном уровне преференцию в 15% для производителей, уплачивающих налоги в Ярославскую область.
- При работе с инвесторами в первую очередь активно предлагать существующие производственные площадки, оснащенные инфраструктурой. При ограниченности ресурсов не стоит расти вширь и строить новую инфраструктуру в чистом поле. Нужно развивать площадки на уже существующих предприятиях. Там тоже есть свои сложности, но их можно решать – может быть, тоже налоговые льготы проработать для владельцев.
Все предложения направлены в Правительство области в письменном виде.
– Сегодняшняя встреча показала: у нас с вами во многом общее понимание задач, – подвел итог Дмитрий Миронов. – Это модернизация промышленного комплекса, работа над повышением инвестиционной привлекательности региона, развитие экспортного потенциала наших предприятий. Правительство области видит перспективы ярославской промышленности в локализации производства, импортозамещении, производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Будем работать вместе!