Вы уже подписаны на рассылку.
Форс-мажор
7 марта 2018

Мой бизнес — это и работа, и отдушина

В наше время все еще принято делить профессии на «мужские» и «женские», хотя давно доказано, что дело не в гендерных различиях, а в способности проявить себя. Приближающийся весенний праздник стал поводом не только поздравить прекрасных представительниц ярославского бизнеса, но и узнать их мнение о том, каково женщине быть руководителем крупной компании. ЯрТПП предлагает вашему вниманию проект «неЖенское дело», интервью с руководителями бизнеса в самых разных сферах.

Наша первая встреча с генеральным директором ООО «Волга-тур» Юлией Скороходовой. О рабочих буднях, мечтах и перспективах других «хозяек» бизнеса вы сможете прочитать на страницах очередного номера журнала «Деловые вести Ярославии»



Как Вы пришли в свой бизнес?
Я оказалась в этом бизнесе случайно. Заочно училась на философском факультете Санкт-Петербургского Государственного университета, работала редактором областной газеты «Юность». Но в какой то момент ощутила жажду перемен. Это было начало 2000-х годов. В области активно развивался туризм, к тому же я люблю путешествовать. Как то в кафе за чашкой чая решили с подругой создать свое туристическое агентство. Я мечтала, открою его, буду путешествовать сама и принимать туристов в Ярославле, но даже не представляла, что меня ждет.

Что было самым трудным в начале?
Я не знала, что такое бизнес-процессы, акт, счет-фактура, договор. Это всё со мной случилось вдруг, и постигать эти премудрости было непросто. Малый бизнес в России, да и везде, сложен и интересен тем, что, поначалу, ты «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Я творческая натура, организатор. Это я умею делать хорошо, но финансово-коммерческая сторона бизнеса меня пугала. В этом смысле я неорганизованный и малоусидчивый человек. Мне не нравилось заниматься документами, я не чувствовала себя уверенно, но выбора не было. Отсюда вывод только один, как можно раньше научиться делегировать « не свои» задачи специалистам. Если можешь генерировать новые идеи и проекты, стратегически развивать и двигать свою историю, делай это, не трать себя на то, что может работать без тебя.

Каких ошибок не нужно делать, как их избежать?
Когда работаешь в коллективе, можно генерировать идеи, но их воплощение зависит от многих людей. Организовать, научить, проконтролировать - обязательные навыки менеджера. Но не менее важно -уметь делегировать. Я к этому стремлюсь, это моя осознанная позиция, к которой пришла спустя годы. В свое время появилось осознание, если замыкаешь бизнес процессы на себе, становишься тормозом, не даешь развиваться ни себе, ни бизнесу. Я стараюсь не только сама делегировать, но побуждаю топ-персонал компании следовать моему примеру.

Есть ли у Вас секреты руководства коллективом?
Мои сотрудники, любя, говорят мне – Юлия Вячеславовна, ты странная. Я - за любовь и доверие. Поэтому у меня в кабинете над столом висят огромные буквы «All you need is love». Любовь должна быть в каждом деле, иначе, зачем начинать? Мы должны работать с любовью, относиться также друг к другу. Если бы каждый человек на своем месте, будь то руководитель, рядовой сотрудник или чиновник любил то место, где он живет и дело, которым занят, проблем было бы на порядок меньше. Возможно, моя позиция что-то усложняет. Например, у нас в компании нет системы наказаний и штрафов. Я считаю, когда человек не хочет, что-то делать, его невозможно заставить. Можно вдохновить и мотивировать, только тогда он сделает хорошо. Нужно обязательно наполнять свой бизнес смыслом. Деньги - это средство гигиены, необходимое для самореализации, удовлетворения своих потребностей, помощи семье. Результат нашей и моей работы – возможность сделать жизнь людей интересней и светлее. Я видела счастливые лица гостей нашего главного события «Пир на Волге», этого кайфа не заменят никакие деньги. Такая философия. Я счастливый человек, потому что, я могу доверять своим людям, мне в голову не придет проверять, честно ли делают свое дело мои коллеги. Секрет в этом. Когда ты с любовью идешь к людям, они отвечают тем же.


Какие трудности возникают по мере взросления бизнеса?
Развеялась главная иллюзия. Открывая свое дело, думаешь, что идешь за свободой. Но собственное дело – это колоссальная ответственность за судьбу людей, которых нанял на работу, за проекты. Изначально мы начинали с классического туризма. Позже занялись событийным, деловым туризмом, профессиональной организацией мероприятий, ивент-менеджментом. Наш бизнес, на сегодня многоформатный, а наша компания, самая крупная среди городов «Золотого кольца». У нас узкий региональный рынок и мы вынуждены совмещать несколько направлений бизнеса. На других рынках, например, в Москве, давно разделились туризм и организация мероприятий и праздников.

Женщин–предпринимателей в России не всегда воспринимают как полноценных бизнесменов, у нас до сих пор бытуют гендерные стереотипы. Как, по-вашему, легко ли женщине-руководителю?
Я не сторонник гендерных стереотипов. Руководителям одинаково просто или сложно, и зависит это не от пола, а от личных качеств.

Есть ли разница между мужским и женским стилем управления?
Я много видела классных коллективов, которыми руководят мужчины. У них немного иначе выглядит доверие: слово «любовь» как философия заменяется уважением. Но смысл ровно такой же. Вопрос, как это называть? Женщины назовут любовью, мужчины уважением. Но, все-таки это - базовая вещь, если нет доверия, как можно работать?

Как Вам удается совмещать карьеру и личную жизнь?
Вопрос решается просто. Мой муж работает в моей компании техническим директором, мама и сестра тоже в коллективе. Муж-программист, благодаря ему у нас очень круто автоматизированы все внутренние бизнес-процессы, индивидуально подобраны под нашу специфику. Ни один наемный сотрудник подобного бы сделать не смог. Но, при этом, «Волга-тур» - не семейный бизнес. Я — предприниматель, а муж вносит весомый вклад в мое дело, и, надеюсь, получает от этого удовольствие. У нас еще есть правило, которое мы неукоснительно стараемся соблюдать - насколько возможно дома не говорим о работе. Кроме того, нужно научиться отключаться от проблем на работе. Я пришла к этому осознанно спустя годы. Можно позволить себе посмотреть какие-то сериалы. Мне нравятся детективные типа «Коломбо» или старые советские «Следствие ведут знатоки». Качественные сериалы, по-моему, дают разрядку, на некоторое время «затягивают» мозг в другую реальность. Это как инструмент, который позволяет переключаться. Можно еще почитать хорошую книгу, приготовить вкусный ужин.

Переделывает ли бизнес женщину, заставляет воспитывать в себе мужские качества?
Скорее, да. Но дело в том, хочешь ты меняться или нет? Многие, став «у руля» компании, не теряют женственности. И всё же женщине – руководителю приходится проявлять качества, априори приписываемые мужчинам. Необходимость принимать решения не только за себя, но и за других. Брать ответственность, быть сильной и не показывать свои слабости коллегам. Потребность самореализации в бизнесе принято считать мужским качеством. Но для меня это важно, поскольку я уверена, если ты не самодостаточен и не реализован, то не сможешь быть лидером и вдохновителем. Классно, что мне не нужно заниматься после работы каким-то хобби, моя компания, мой бизнес, мои проекты — это и работа, и отдушина. Тоже, наверное, мужская история.

Каждый человек о чем-то мечтает. О чем мечтает женщина-руководитель?
Мечты у меня совершенно женские. Я очень хочу ребенка и, чтобы мои родные и любимые люди были здоровы.  только на третьем месте желание реализовать мои идеи, новые проекты, по-новому устроить бизнес.

Какими новостями Вашей компании Вы можете поделиться с нашими читателями?
Мы недавно реализовали идею гастрономической карты Ярославской области. Власти нашли средства на ее реализацию, и получился интересный проект. Наш регион, в итоге, первый сделал подобное.
В этом году снова организуем «Пир на Волге» 18 августа 2018 года. Дата красивая, обязательно придумаем, в связи с этим свадебную историю. Планируем сделать там же Фестиваль гастрономических брендов России- площадку, где соберутся гастрономические фестивали со всей страны с мастер-классами, дегустациями и своими вкусными брендами.

Несколько лет назад наша компания была инициатором создания в регионе Конвеншэн-бюро. Оно занимается развитием территории в плане делового туризма, чтобы в регион приходили важные события - конференции, конгрессы, которые в разы отличаются финансовой емкостью от обычного вида туризма. Для этого и существует Конвеншэн бюро, которое занимается маркетингом территории, представлением ее возможностей. Мы создали НКО, объединили гостиницы, рестораны, выставочные компании, тех, кто занимается организацией конгрессов в Ярославле. В этом году у нас в стране открылось Национальное конгресс-бюро, которое будет представлять на международном уровне Россию. Мы сейчас обсуждаем возможность вступления туда и сотрудничества, и это откроет для региона новые горизонты. Мы сможем участвовать в различных конкурсах территорий, чтобы принимать у себя крупные международные конгрессы.
Ява Реестр надежных партнеров Портал поставщиков ЕДУВЯРОСЛАВЛЬ