Делегация ЯрТПП в лице вице-президента Александра Федорова и директора информационно-аналитического центра Владимира Лаврова 8 декабря с рабочим визитом побывала на заводе «Фритекс». В ноябре текущего года предприятие отпраздновало 90-летний юбилей. Сегодня «Фритекс» входит в международную промышленную группу Temac и является одним из ведущих российских предприятий по производству автокомпонентов.
Технический директор Дмитрий Козлов и директор по продажам Юрий Цапура провели экскурсию по цехам, рассказали, как устроен производственный процесс, какую продукцию выпускают на предприятии и какие задачи актуальны сегодня.
На «Фритексе» производят широкую линейку фрикционных изделий для тормозных узлов и узлов сцепления – накладки, колодки, диски, которые поставляются на конвейеры производителей грузовых и легковых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, строительных машин.
«Фритекс» производит и поставляет на конвейеры компоненты тормозной системы для различных видов рельсового транспорта, что позволяет обеспечивать бесперебойные железнодорожные перевозки и увеличивать грузо- и пассажиропоток. Сегодня здесь разрабатывают компоненты тормозной системы для железнодорожного транспорта нового поколения – поездов «Сапсан» и «Ласточка».
Второе направление – производство уплотнительных изделий и материалов для узлов и агрегатов легковых и грузовых автомобилей по требованиям заказчика. Конструкция и материалы уплотнительной прокладки подбираются в соответствии с заданными техническими характеристиками и областью ее применения.
В начале 2022 года на «Фритексе» открыли новый цех по импортозамещающему производству современных компонентов теплозащиты и теплообмена. На реализацию проекта Фонд развития промышленности предоставил льготный займ в размере 141 млн рублей по программе «Комплектующие изделия». Компоненты теплозащиты оберегают полимерные детали подкапотного пространства автомобиля от высоких температур, поглощают шумы от двигателя и выхлопной системы. Элементы теплообмена охлаждают внутренние среды автомобильных двигателей для снижения вредных выбросов. Изделия поставляются на российские автомобильные заводы, в том числе на Ярославский моторный завод для двигателя ЯМЗ-530, ранее завод закупал элементы теплозащиты в Германии.
Еще в 2019 году на предприятии было запущено производство теплообменников для грузовой техники. В этом году было закуплено производственное и испытательное оборудование для разработки и производства теплообменников для охлаждения масла и наддувочного воздуха в двигателях электрогенераторов. Технология вакуумной пайки позволяет получить пластинчатые теплообменники с отличными тепловыми характеристиками и стойкостью к любым климатическим условиям. Диапазон тепловой мощности – от 10 до 80 кВт.
Сегодня в каталоге завода более 1000 наименований запчастей. Предприятие оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, инженерно-техническим центром, испытательной лабораторией, включенной в реестр Евразийского экономического союза.
«В 2022 году с рынка ушло большое количество иностранных автопроизводителей, с которыми мы тесно сотрудничали, поставляя на конвейеры широкий ассортимент наших изделий, – отметил Юрий Цапура. – Но мы вовремя переориентировались и начали осваивать не совсем характерную для нас продукцию – диски мокрого трения и всю уплотнительную систему для автоматической коробки передач для грузовой техники. Углубились в тормозную систему, расширили ассортимент компонентов, усилили производство дискового тормоза для иностранных грузовиков MAN, Scania, Fiat и др., расширили линейку накладок для барабанного тормоза взамен продукции иностранных компаний, которые поставлялись оси на полуприцепы. В России эту продукцию ранее не изготавливали, все комплектующие импортировались. Сегодня мы изготавливаем накладку, одно из подразделений Temac в Набережных Челнах собирает колодку и поставляет уже готовый продукт на конвейер завода этой компании в Подмосковье. Перечень новых изделий очень широкий и огромное количество заказов».
Товарооборот на «Фритексе» растет три года подряд на 8-10% в год.
«В этом году товарооборот составил порядка 1,3 млрд рублей, в планах на следующий год – достичь оборота в 1,5 млрд рублей, – отметил Дмитрий Козлов. – Для этого у нас есть большой потенциал, несмотря на уход с рынка иностранных автопроизводителей. Среди наших клиентов – производители железнодорожного транспорта, автомобильной, грузовой и сельскохозяйственной техники: КАМАЗ, ГАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, Ростсельмаш, АвтоВАЗ и другие».
Старое название «Фритекса» – завод асбесто-технических изделий. Бытующее долгое время представление о вреде асбеста давно утратило свою актуальность. Ещё в начале 1990 года решением ЕЭК ООН использование асбестового сырья было запрещено и на предприятии разработали новую рецептуру из не содержащего асбест материала. Главная задача экологической политики – соответствовать высоким международным стандартам оценки экологической безопасности.
Просторные цеха, хорошая система вентиляции, чистота и порядок, производство организовано в соответствии с инструментами повышения производительности труда, три года назад здесь работали эксперты «Федерального центра компетенций в сфере производительности труда».
После экскурсии участники встречи обсудили важные темы, которые сегодня требуют внимания и совместной работы.
Серьезная проблема для предприятия, по причине которой приходится иногда отказываться от новых заказов, – нехватка рабочих кадров.
«Мы готовы брать на работу рабочих, мастеров, начальников участков, менеджеров, – отметил Дмитрий Козлов. – Гарантированная достойная заработная плата и расширенный соцпакет».
Вице-президент ЯрТПП Александр Федоров рассказал о примере работы Комитета ЯрТПП по легкой промышленности по решению кадровой проблемы. Благодаря совместной работе руководителей предприятий и ЯрТПП с департаментом образования, колледжем управления и профессиональных технологий открыты новые группы подготовки швей, чтобы закрыть дефицит этих специалистов в отрасли.
«Предприятия в свою очередь берут на себя определенные обязательства, платят дополнительную стипендию студентам, обеспечивают прохождение практики, производственные экскурсии и работу над проектами с наставниками от предприятий, – уточнил Александр Федоров. – Мы готовы организовать встречу с руководителями профильных учебных заведений, чтобы поднять эту проблему и поискать варианты решения. Необходимо выстроить систему подготовки специалистов в соответствии с потребностями ярославской промышленности, чтобы в перспективе обеспечить предприятия квалифицированными кадрами».
«Мы готовы к такому сотрудничеству, поскольку заинтересованы, чтобы молодежь знала о нашем предприятии и возможностях трудоустройства, – подчеркнул Дмитрий Козлов. – Открыты для проведения экскурсий, организации практики, сопровождения курсовых проектов под кураторством наших специалистов. На собственном опыте убедились, что молодежь не знает, что собой представляет реальное производство. А другого пути как посещение предприятий нет».
Участники встречи обсудили актуальную сегодня тему импортозамещения. В настоящее время завод освоил производство накладок из нового фрикционного материала собственной разработки для применения в железнодорожных тормозных системах. Накладки уже поставляются серийно для комплектации подвижного состава АО «Федеральная пассажирская компания». Ведутся также разработки инновационных композитных тормозных колодок, которые позволяют увеличить пробег подвижного состава до замены колодок в 3-4 раза, уменьшить вес колодки, увеличить разрешенную скорость движения локомотивов до 160 км/ч. В ноябре по инициативе ЯрТПП «Фритекс» участвовал в рабочем заседании и презентовал свою продукцию руководителю департамента технической политики РЖД Владимиру Андрееву и главным инженерам разных дирекций Северной железной дороги. Есть интерес и потенциал к налаживанию сотрудничества с РЖД, где сегодня ведется работа локализацией курсирующих по российским железным дорогам «Сапсанам» и «Ласточкам» и разработкой новых высокоскоростных поездов.
«В нашей линейке сегодня все больше изделий из металла, поэтому есть потребность в лабораторных исследованиях на спектрографический анализ металлов, наша лаборатория для этого не приспособлена. Важны официальные заключения, соответственно, нужна аккредитованная лаборатория», – отметил Дмитрий Козлов.
Директор информационно-аналитического центра Владимир Лавров рассказал о возможности проведения бирж субконтрактов и поиска российских исполнителей под конкретные потребности предприятия, а также о справочнике «Субконтракторы Ярославской области», где ярославские производители размещают информацию об имеющемся оборудовании, которое надо дозагрузить. Представителей «Фритекса» это заинтересовало с точки зрения размещения информации о возможностях собственной испытательной лаборатории, где готовы принимать заказы со стороны.
Стороны договорились о продолжении конструктивного диалога.