Вы уже подписаны на рассылку.
Форс-мажор
23 мая 2016

Дай мне знак

Вопросам защиты интеллектуальной собственности был посвящен мастер-класс, организованный ЯрТПП 19 мая в рамках Дня предпринимателя. О современной ситуации в этой сфере рассказала Любовь Плуженскаяначальник патентной службы ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, автор более 20 объектов интеллектуальной собственности, практикующий специалист в области управления нематериальными активами предприятий. Впрочем, большую часть мастер-класса заняла не теория, а практика – ответы на вопросы участников и консультации по уже наработанному ярославскими предпринимателями опыту.

Текст: Анастасия Вишневская

плуженская


По мнению специалистов, опыт у членов бизнес-сообщества Ярославской области пока весьма ограничен – просто потому, что очень немногие уже действительно поняли необходимость регистрации своих авторских прав, патентов, торговых марок, товарных знаков.

«Наш потребитель в большинстве еще не готов к этой работе, - считает Андрей Никулин, руководитель отдела продаж компании BeBrand. – Очень многие предприниматели считают, что, если их фирма просуществовала 10 лет, то и следующие 20 так же просуществует. Притом что ситуация на рынке меняется, мошенничество в этой сфере сейчас быстро растет и судебная практика развивается очень активно. Люди выплачивают штрафы от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Особенно активизировались мошенники на фоне кризиса. Люди стали искать и находить простые способы заработать. В частности, в том, чтобы сделать копию того, что уже есть на рынке, зарегистрировать эту копию, и получить компенсацию от незадачливого производителя за использование чужого товарного знака. Или – создать домен, который носит название крупной компании. Если компания в свое время не подсуетилась, не зарегистрировала домен, он им продается или сдается в аренду. И по законодательству никто ничего не докажет».


Однако количество предпринимателей, пришедших на мастер-класс и оставшихся для консультаций, свидетельствует о том, что интерес к понятию интеллектуальной собственности неуклонно растет. Как отметила Любовь Плуженская, это естественный процесс при развитии экономики. Хотя на первых порах перехода от стадии становления к стадии зрелости неизбежны «болезни роста». Если 15 лет назад в регистрации торговых марок в России был заинтересован чуть ли не один Владимир Довгань, то сегодня ситуация кардинально изменилась, и многие региональные производители пытаются создавать свои торговые марки, даже не имея достаточных ресурсов и понимания, что в дальнейшем делать с этими объектами интеллектуальной собственности.


Такие процессы наблюдаются и в Ярославской области. Избыток товаров и фирм требует от участников рынка искать способы отделиться от конкурентов. Заканчиваются времена, когда все продуктовые магазины назывались «Продукты», непродовольственные «Всё для быта», а верхом изобретательности становились разнообразные «миры» (Молочный, Канцелярский и т.д.). Но грамотно защищать свою бизнес-индивидуальность пока умеют единицы. Распространенная в нашем регионе проблема – большинство компаний, обращающихся в рекламные и pr-агентства за разработкой фирменного стиля, логотипа, товарного знака, даже не задумываются о необходимости проведения патентного исследования. Между тем, рекламное агентство не несет юридической ответственности за уникальность разработанного стиля, и с отказом от Роспатента придется разбираться самой компании-заказчику.


«Ко мне нередко обращаются за консультацией, когда из Роспатента приходит ответ, что зарегистрировать такой фирменный знак нельзя, поскольку уже есть похожие знаки, - рассказывает Елена Панова, художник, дизайнер, кандидат педагогических наук. – К сожалению, это не так уж редко происходит. На мой взгляд, рекламные агентства тоже должны проверять, насколько индивидуальный и неповторимый знак они создали, но пока большинство из них, видимо, не настолько профессиональны».


Участников мастер-класса интересовали также вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности (франшиза, лицензия и т.д.), надежность защиты изобретений патентованием, сложность процедуры передачи авторских прав и др.


«Сегодня рынок исчерпал ресурс 90-х, когда все искали возможность быстро купить и еще быстрее продать, - резюмировала Любовь Плуженская. – Теперь мы говорим о присутствии длинных денег, о вложении в производство. Те, кто уже наработал опыт на рынке, хочет по-прежнему на нем присутствовать. И дальше уже хочется славы. А слава черпается в качестве, в торговой марке. Пришло время получать дополнительный доход от общественной сущности компании. И здесь становится актуальным напоминание о культуре предпринимательства, существовавшей в нашем регионе. Пастухов, Корзинкины, Оловянишниковы – эти фамилии до сих пор являются знаком качества, потому что сохранились со времен, когда предпринимательство давало социально-значимые, культурные плоды. В этом плане Ярославль очень благодатная территория, потому что у нас история жива».
семинар плуженская
ЕДУВЯРОСЛАВЛЬ Ява Портал поставщиков ДВЯ