Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
19 мая 2016

Разговор за чашкой кофе

Наши партнеры из проекта «Кофесредник» пригласили президента ЯрТПП Сергея Кузенёва на разговор о бизнесе за чашкой кофе. Беседа получилась интересной и в чем-то весьма неожиданной.
Кузенев и кофе

Сергей Кузенёв

Солнечным майским утром, когда одни праздники только закончились, а другие еще не начались, мы пригласили для серьезного разговора за кофе Сергея Кузенёва, президента Ярославской торгово-промышленной палаты. Продолжение следует 

Я родился в Подольске, закончил Московский Энергетический Институт. Сразу после института организовал свою компанию, которая занималась сначала торговлей кабельной продукцией, а потом поставкой материалов для кабельных заводов. В связи с этим я объехал, наверное, большинство кабельных заводов бывшего Советского Союза. В том числе работали мы и с «Рыбинсккабелем», причем на определенном этапе он стал одним из самых серьезных наших партнеров. Когда пришел 1998 год и наступил дефолт, бизнес у меня, даже по российским меркам, был достаточно большой. И тогда меня «развернуло» в сторону производства. Я ведь изначально учился производить кабель, а не продавать его. В этот период как раз шла одна из стадий бесконечного банкротства «Рыбинсккабеля». Весь завод был уже распределен среди инвесторов. А часть завода, конкретно цех пластмассовой изоляции, завис наглухо. Его не хотел брать ни один инвестор. Из-за этого не могла закончиться и общая процедура банкротства. Однажды, во время очередного посещения завода, я попросил показать мне этот цех. И когда покойный ныне директор Александр Павлович Денисов привел меня на объект, я понял, что это практически уникальное место, просто среди инвесторов на тот момент не было специалистов, способных его оценить. Мы договорились так: я начинаю здесь работать, а через 3-4 месяца мы определяем механизм выкупа этого имущества, и «Рыбинсккабель» спокойно сможет закончить процедуру банкротства. Через 3 месяца это был самый активно работающий участок на всем заводе. Мне уже начали поступать предложения о том, что цех надо передать то одному, то второму инвестору, а самому продолжить карьеру в Москве. Но мы уже настолько вошли во вкус, что не пошли ни на какие компромиссы и до 2004 развивались на этой площадке. А затем, когда на «Рыбинсккабеле» стало уже тесно, мы купили землю на другой стороне Волги и построили там новое предприятие. И уже вот это предприятие мы в сверхтяжелом 2009 году смогли продать итальянской компании Prysmian, которая продолжает сейчас его развивать. И, надеюсь, будет развивать и впредь.

Приключения итальянцев в России
Шаг, связанный с продажей бизнеса, был для меня непростым. Prysmian – самый крупный в мире концерн кабельной отрасли с годовым оборотом более 10  млрд евро (это кабельное подразделение Pirelli). Они изначально очень серьезно отнеслись к поиску партнера в России: наняли международную финансовую корпорацию, которая провела обзор отрасли и отрейтинговала 120 предприятий. И наш завод оказался в этом рейтинге на первых местах. На предприятии тогда работало порядка 400 человек и у нас была самая высокая в отрасли производительность. Выше такого признания в бизнесе мало что можно придумать. Это «Греми», «Оскар», и все остальное в одном флаконе. Сначала нам поступило предложение от Prysmian создать совместное предприятие. Это было еще в докризисный период, и на тот момент мы еще достраивали завод и не полностью ввели его в эксплуатацию. Так что итальянцам пришлось ждать нас до 2009 года. «Рыбинскэлектрокабель» стал единственным на тот момент в регионе предприятием, которое было не взято под санацию банка, а именно куплено, причем в результате полноценной коммерческой сделки. Но при всем этом я прикипел душой к Рыбинску и мне хотелось продолжать активную работу именно в этом городе.
Рыбинскэлектрокабель 2

Город мечты
В общем-то, город этот меня поразил сразу и на всю жизнь. Мне очень понравилось высказывание президента Дженерал Электрик, побывавшего в Рыбинске в 1995 году, когда GE выбирали место для возможной локализации своего производства авиационных двигателей. Он тогда отметил, что город идеально подходит для серьезного технологического производства. Здесь ничто не отвлекает инженерный, конструкторский, научный состав от неспешного размышления для нужд серьезных технологий. Он прошелся по набережной, он сходил в местный театр, отметил отсутствие «разухабистых» развлекательно-отдыхательных мест, и сказал: «Если и открывать производство, то только здесь». Кстати, спустя некоторое время этим советом воспользовались и французы из компании Snecma. На самом деле инженерная школа начала складываться в Рыбинске более 100 лет назад (первые железнодорожные мастерские открылись в 70-х годах 19 века, сейчас это завод «Раскат»). И школа, благодаря РГАТУ и большому количеству предприятий, продолжает формироваться и развиваться. И это главный инвестиционный козырь и Рыбинска, и региона в целом. Многие серьезные мировые гранды пришли в Ярославскую область именно благодаря наличию сильной научной школы. Что бы они там не говорили: близко к Москве, Волга красивая, - на самом деле все идут туда, где есть сильная кадровая база. И вот эта среда с преобладанием технической интеллигенции определяет характер жизни в городе. И ты понимаешь, что она намного комфортнее, и чем столичная суета, и чем традиционная русская провинция. Поэтому я с головой окунулся в эту жизнь, занял активную общественную позицию. Наше предприятие стало спонсором Рыбинского музея, мы поддерживали рыбинскую археологическую экспедицию. Участвовали и в социальных проектах, помогали больницам, школам. Поэтому, после продажи завода я принял предложение городской власти, стал депутатом рыбинского муниципалитета и занял должность председателя комиссии по экономической политике. А год спустя меня пригласили возглавить Рыбинскую торгово-промышленную палату, которая на тот момент осталась без президента. И здесь все сошлось: и компетенции по управлению бизнесом, и понимание работы муниципалитета, и отстаивание интересов города на уровне области, и контакты с зарубежными партнерами. Рыбинская палата была самостоятельным органом и у нас получалось эффективно работать в рамках системы ТПП РФ. Но вот вопрос о Ярославле, честно скажу, дался мне очень тяжело…
Рыбинск город

Президент не узурпатор
В Ярославской палате, видимо, случилось по-ленински: низы не хотели, верхи не могли. Ситуация накалилась до предела: члены Палаты просто хотели перемен, абсолютно любых, а это всегда чревато негативными последствиями. Нужна была совершенно новая концепция развития ЯрТПП. На знаменитом собрании 2014 года, когда выборы так и не состоялись, внутри правления произошел раскол. И получилось так, что в президиуме представлять ярославскую Палату пришлось именно мне (президент рыбинской ТПП входит в Правление ЯрТПП). Собрание закончилось ничем, и постепенно все начали понимать, что любая попытка новых выборов будет раз за разом терпеть фиаско. Тогда возникло предложение, чтобы я временно стал председателем Правления, успокоил ситуацию и подготовил новые выборы. Но вскоре стало понятно, что от меня требуется не просто подготовить собрание, а нормализовать работу Палаты. А для этого мне необходимо войти в исполнительную структуру, стать действующим руководителем и самым простым вариантом было занять пост старшего вице-президента.

Однако у части членов Палаты возникли справедливые опасения, что новоявленный вице-президент узурпирует власть. Турсун Абдалимович Ахунов сразу заявил, что проголосует против, потому что «узурпаторов нам итак хватает». Я ответил, что в мировой истории не было узурпаторов ростом выше 165 см. Тогда он ответил: «Хорошо, я воздержусь». Конечно, власть я не узурпировал, но монополизировал: для того, чтобы настроить работу, необходимо было разобраться во всех процессах изнутри. Так, отстраивая и настраивая процессы, мы пришли к ноябрьскому собранию. И единственный вопрос, который возник по итогам голосования у региональной власти: «Почему единогласно?». У меня был на это свой ответ. За эти несколько месяцев я провел огромное количество встреч, пытаясь понять людей и их ожидания: «Вот вы все ждете перемен. В чем?» И я слышал очень разные ответы. Некоторые даже говорили: «Нам нужны перемены, но чтобы ничего не изменилось». В итоге у меня сложилась определенная концепция того, как сделать работу ЯрТПП эффективной и максимально вовлечь в нее бизнес. Какие-то направления удается реализовать быстрее, какие-то медленнее. Но в целом я получаю обратную связь на наши изменения и понимаю: мы на правильном пути.

Миссия выполнима
Миссия наша по большому счету простая: содействие всем промышленным и коммерческим предприятиям в их текущем развитии. Направлений работы здесь много, но ключевое слово одно - «содействие». Мы вместе с бизнесом ищем пути для эффективного развития, будь то выход на межрегиональные или международные рынки, лоббирование интересов бизнеса на уровне региональной власти, юридическая или консалтинговая поддержка и многое другое. Эта задача сложная, но творческая и интересная. Мы делаем все, чтобы люди в конечном итоге могли сказать: «Да, эта общественная организация нам нужна, мы видим в ней реальную пользу, и готовы не просто с ней сотрудничать, а участвовать в ее ежедневной, еженедельной жизни».

Повод для гордости
У нас преступно мало информации о промышленности в регионе. И в СМИ, и в быту, и даже в деловом обороте. Когда мы пригласили на заседание Правления представителя нашей таможни, мы все были шокированы: в Ярославской области 220 предприятий-экспортеров. Это в разы выше, чем в аналогичных регионах. Причем без учета нефтепродуктов («Славнефть» проходит по московской таможне). 110 стран мира (!) получают продукцию Ярославской области. За 2015 год наше сальдо внешнеторгового баланса впервые в постсоветской истории стало положительным. Мы ввезли товаров примерно на 700 млн долларов, а продали чуть меньше чем на миллиард. Понятно, что из-за кризиса мы купили меньше станков, оборудования, машин. Но важен сам факт. Положительное сальдо внешней торговли - предмет гордости для любой страны, любого региона, любого города. У нас это событие прошло незамеченным вообще. А по всей России наберется не больше 10 регионов, имеющих плюсовой внешнеторговый баланс. То есть мы говорим, как сделать инвестиционно-привлекательным регион, а на такие вещи не обращаем внимания. Да вот же оно! Поэтому одна из целей палаты – создать информационную систему, где было бы максимум информации об экономике региона, нашей промышленности, о малом и среднем предпринимательстве. Чтобы в этой «удобренной почве» бизнес лучше развивался и давал всходы.

P.S. Сказано на Кофесреднике
Кофесредник: Сергей Юрьевич, а где вы видите себя в будущем?
Сергей Кузенёв: В Рыбинске, на берегу Волги, с удочкой, рядом с археологическим лагерем… Но только после того, как возглавляемая мною организация выйдет на необратимый путь постоянного развития и совершенствования. ;-)
Инвестиционный портал Ярославской области Ява Государственная поддержка инвестиционных проектов Топ Легион