Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта

Услуги по оформлению прав на товарные знаки

Статья 1477 ГК РФ. Товарный знак и знак обслуживания

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Основные функции товарного знака:

  • отличительная (обозначение изготовителя, продавца)
  • индивидуализирующая (выделяющая конкретный товар)
  • рекламная (активно используется в рекламе)
  • стимулирующая (качественная)
  • охранительная (защитная).

Становясь «безмолвным продавцом», товарный знак помогает потребителям выбирать продукцию желаемого качества.

В наше время товарные знаки все больше и больше входят в повседневную жизнь, в жизнь каждого человека. Они применяются фирмами всех стран в качестве средства для идентификации своих товаров или услуг. Вот почему буквально миллионы товарных знаков соревнуются в привлечении внимания потребителя. Это могут быть слова (Absolut, СОКОЛ, Opel), буквы (ВАЗ, BMW, IBM), рисунки, изображения (трехлучевая звезда в круге, ладья в овале), комбинации слов и изображений. Но какую бы форму они не принимали, их общая функция заключается в том, чтобы позволить отличить конкретный товар (услугу) от аналогичного товара (услуги) конкурента.

Экономика, базирующаяся на принципах конкуренции, не может обходиться без товарных знаков, применение которых становится единственным способом идентификации изделия или фирмы с помощью одного-единственного слова или изображения, выражающего намерение продать данный товар, услугу. В любой рекламе первое, что бросается в глаза, это товарный знак, в памяти потребителя он связывается с престижностью и качеством товара или услуги (либо наоборот).

Помимо рекламных и гарантийных, товарный знак обладает еще целым рядом функций: облегчает опознание и запоминание товара, указывает на происхождение товара и может нести информацию о нем, стимулирует желание купить.

С этими особенностями товарного знака связано такое явление в мире как подделка и продажа товаров под товарными знаками (сходными товарными знаками) известных фирм. На российском рынке - это одежда, обувь, бытовая техника и т.д., что приносит огромные прибыли «пиратам» и наносит фирмам - владельцам товарных знаков ощутимый ущерб, как материальный, так и моральный - плохое качество поддельных товаров отражается на престиже фирмы.


Государство защищает владельцев товарных знаков от нарушения их прав другими лицами, а именно, исключительное право владельца товарного знака возникает после государственной регистрации товарного знака в Роспатенте на определенную группу товаров и услуг. К этому можно добавить, что в России, как и практически во всех странах, действует право первого заявителя, т.е. товарный знак регистрируется на имя того, кто подал заявку первым.


В настоящее время в России права на товарный знак регулируются §2 ГК РФ.

Если фирма твердо и серьезно намерена работать на российском рынке товаров и услуг, то, разработав обозначение своего товара (услуги), его необходимо зарегистрировать в качестве товарного знака, т.к. проводя рекламную кампанию и затрачивая на нее определенные средства, владелец незарегистрированного обозначения рискует его потерять или впоследствии покупать право на использование у того, кто его зарегистрировал.

Товарный знак действует на определенные товары и услуги, согласно МКТУ (Международной классификации товаров и услуг). Регистрация происходит согласно представленному с заявкой на регистрацию перечню товаров и услуг заявителя.
Для индивидуальных предпринимателей получить законным образом исключительное право на территории РФ на какое-либо обозначение (изобразительное, словесное, комбинированное) можно только зарегистрировав его в качестве товарного знака, в соответствии с ГК РФ.

Право на наименование места происхождения товара

Статья 1516 ГК РФ. Наименование места происхождения товара

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара (НМПТ), зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В настоящее время на территории РФ действует более 100 НМПТ, в том числе, например, «Угличская», «Славяновская» на минеральные воды, «Вологодское масло» на сливочное масло, «Вологодское кружево» на кружева.

По данным вопросам обращаться:

Отдел патентных услуг и товарных знаков
Козина Татьяна Александровна
Патентный поверенный N2189

Телефон: (4852) 45-87-10, (920) 654-17-73
patent@yartpp.ru

Portal DA объясняем.рф Топ Легион Ява