
Об этом сегодня, 19 апреля шел разговор на стратегической сессии «Сотрудничество российских предприятий с Китаем. Перспективы, развитие экспорта, подводные камни», организованной АНО «Центр экспорта Ярославской области» совместно с ЯрТПП. В ее работе приняли участие более 50 представителей предприятий малого и среднего бизнеса, заинтересованных в экспортной деятельности в КНР.

«На сегодняшний день у ярославских предпринимателей есть опыт работы с Китаем. И всякий раз, при установлении деловых контактов, с точки зрения взаимодействия, открываются все новые грани, – рассказал, открывая встречу, президент ЯрТП Павел Кузнецов. – На выставке все кажется очень простым, но практика свидетельствует обратное, чтобы выйти с экспортом на китайский рынок необходимы серьезные вложения и не только в плане финансов. Уверен, эта встреча будет полезна ярославскому бизнесу и даст понимание, как работать в этом направлении в дальнейшем»

В 2018 году товарооборот между Россией им Китаем вырос на 24,5% и составил 108 млрд долларов, тогда как в 2017 году не превысил 86 млрд долларов. Сейчас правительство Китая стимулирует экспортные поставки, что важно для российского производителя. В целом, в Китае востребованы товары машиностроительной отрасли, древесина и продукция из нее, бумага и картон, готовые продукты из зерна злаков муки и прочие продукты питания, обувь, изделия черных металлов.
О стратегическом партнерстве с Китаем на встрече рассказала Галина Пенягина, директор департамента инвестиций и промышленности Ярославской области. Она поблагодарила Торгово-промышленную палату Ярославской области за организацию мероприятия, в том числе и в формате онлайн-трансляции.

«Обсуждение этой темы становится доступным не только слушателям на этой площадке, но и в удаленном доступе, – отметила она. – Спасибо ЯрТПП за такое решение, ведь информация и знания – это сила, которая позволяет развивать бизнес. Китай – это огромный рынок и стратегический партнер России. Сегодня российско-китайское взаимодействие идет по широкому спектру направлений, включая интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, партнерство на международной арене. Китай – привлекательный зарубежный рынок для экспорта из России, демонстрирующий хорошую динамику роста. Для нас крайне важно, чтобы конкретные предприятия, в том числе из числа малого и среднего бизнеса, нашли свою нишу в сотрудничестве с этой страной и чувствовали себя комфортно. Спасибо предприятиям, собравшимся здесь за желание совместно с нами открывать и изучать новые возможности для развития».
Китай достаточно привлекательный рынок для наших предприятий. В начале года на этой территории проводилась бизнес-миссия ярославских предприятий, производящих продукты питания. О бизнес-миссии в Китай 2019, ее итогах и перспективах дальнейшей работы рассказала Наталия Багрова, генеральный директор АНО «Центр экспорта Ярославской области».

«Рынок Китая огромен, он растет и развивается, и у всех есть шанс представить там продукцию, – считает она. – Но нужно понимать, что все остальные страны давно сформировали свою стратегию выхода на него и уже действуют там, более того, имеют для производителей, меры поддержки, которые помогают им на этом рынке закрепиться. А потому и конкуренция здесь высочайшая. Чтобы продвигать свои товары там необходимо провести тщательную подготовку, в том числе и маркетинговую, для понимания сможет ли ваш продукт быть востребованным у местного потребителя. Не всегда мы получаем ту реакцию, которую ожидаем от китайского рынка. К примеру, жители Поднебесной не воспринимают прозрачную упаковку, а некоторые привычные нам вкусы для них неприемлемы».

По словам Наталии Авенировны, при организации выставок, бизнес-миссий, необходимо уделять особое внимание целевым встречам с дистрибьюторами, представителями сетей, закупщиками, где можно показать продукцию, дать продегустировать, и получить консультации о ценообразовании, изменении ее в соответствии с предпочтениями потребителей. Важна адаптация продукта после бизнес-миссий, встреч и выставок. Участие в одном мероприятии в Китае не дает гарантий попасть туда. Это огромная работа.

Своими впечатлениями о стране поделились участники бизнес-миссии, проходившей в начале года: Тимофей Николаев, директор по коммерции и экспорту АО «Угличская птицефабрика», Сергей Романов, генеральный директор ООО «Собрание», Александр Воронов, директор по развитию ООО «Вокруг света».


Об опыте и особенностях сотрудничества с Китаем, перспективах вхождения на этот рынок рассказали представители компаний, имеющих большой опыт взаимодействия с китайскими партнерами: Валерий Пивоваров, учредитель ООО «Полиграф-принт» и Валерий Кайгородов, генеральный директор CHINA SMM.
Резюмируя выступления всех спикеров: экспорт начинается, когда есть понимание потребителя. Потому даже имея богатый опыт и наработанные механизмы продвижения продукции в Китае придется многое переосмыслить, а под час и начать все с нуля. Наши страны с одной стороны похожи, но имеют и кардинальные отличия. В частности, в разных провинциях модели продаж и ценообразование могут существенно отличаться, а еще китайцы иначе реагируют на рекламу и пиар. Поэтому не стоит, согласно народной поговорке, «лезть со своим уставом в чужой монастырь». Более эффективным будет изучить местные особенности на старте.
Говорилось на встрече и о том, что не стоит всю имеющуюся линейку продукции завозить в Китай, а сосредоточиться на одной-двух позициях. Неплохо даже сделать отдельную торговую марку для китайского рынка. Вопросов спикерам было задано очень много, а значит интерес к продвижению ярославских продуктов у местного бизнеса есть. Стратегическая сессия оказалась очень живой и информативной.