Вы уже подписаны на рассылку.
Форс-мажор
28 апреля 2017

Встреча Владимира Путина с деловыми кругами региона

В рамках рабочей поездки в Ярославскую область Президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями деловых кругов региона.

На ней присутствовали министр финансов РФ Антон Силуанов, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, врио губернатора Дмитрий Миронов, руководители крупных предприятий, которые представляют основные отрасли экономики: генеральный директор АО «Р-Фарм» Василий Игнатьев, президент компании «АгриВолга» Андрей Молев, генеральный директор АО «Русская механика» Леонид Можейко, генеральный директор судостроительного завода «Вымпел» Олег Белков, директор Ярославского шинного завода Валерий Николаев, председатель совета директоров Компании «Русские краски» Яков Якушев, управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков, генеральный директор ОАО «Славнефть-ЯНОС» Николай Карпов, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, генеральный директор ПСЦ «Электроника» Николай Овченков, генеральный директор ЗАО «Завод ЛИТ» Николай Шилов, генеральный директор компании «ПСМ» Андрей Медведев и др.



Заседание открыл губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, который рассказал о текущем состоянии промышленного сектора региона и о планах на его дальнейшее развитие. Дмитрий Миронов отметил, что в марте была представлена стратегия социально-экономического развития региона, которая разработана в тесном контакте с деловыми кругами, а также с жителями области. Развитие промышленности обозначено в качестве одного из ключевых направлений.

Затем Владимир Путин предложил предпринимателям самим рассказать, как обстоят дела в их отраслях.

Группа «ГАЗ»
Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин поднял вопрос о перспективах повышения экспортного потенциала российского автомобилестроения.
– Доля на рынке на сегодняшний день по разным видам продукта от 50 до 70 процентов, – сообщил он. – В 2013 году поставляли продукцию в 23 страны мира, в 2015-м – в 39 стран, в 2016‑м – в 47. В этом году у нас контракт подписан с 51 страной мира.

Вадим Сорокин отметил, что при этом сдерживающим фактором для развития экспорта являются технологические и таможенные барьеры, которые защищают рынки различных стран.

– Нам необходимо дополнительное стимулирование по развитию экспорта. Мы считаем, что этому мог бы помочь новый механизм, например, авансового субсидирования предприятий автопрома, в первую очередь НИОКР, – добавил Вадим Сорокин. – Это позволило бы увеличить объем экспортной выручки, создать дополнительные высокопрофессиональные, высокотехнологичные рабочие места и увеличить налоговую отдачу от наших предприятий.

– У нас, вы знаете, целый набор инструментов по поддержке экспорта, начиная от соответствующих структур, которые должны напрямую этим заниматься, и кончая точечными, если можно сказать, административно-финансовыми операциями, в том числе и при поддержке Центрального банка, где обеспечивается низкий уровень процентных ставок, – подчеркнул Владимир Путин. – Но по НИОКРам, конечно, это отдельная работа. «Группа ГАЗ» занимается этим на систематической, хорошей профессиональной основе. Мы прекрасно понимаем, что без НИОКРов будущего нет, понятно, что надо их поддерживать.

Как сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, в этом году предусмотрены средства на поддержку экспорта в части усовершенствования и сертификации автомобилей за рубежом. Эта процедура для зарубежных экспортеров стоит дорого, поэтому мера будет востребована.

– С этого года предприятия обращаются к нам за возмещением затрат на проведение омологационных и сертификационных процедур за рубежом, – пояснил Денис Мантуров. – Поэтому если мы убедимся, что этот механизм эффективно работает, то в следующем году выйдем с инициативой.

АО «Р-Фарм»
Генеральный директор АО «Р-Фарм» Василий Игнатьев поделился с Владимиром Путиным результатами своей работы в фармацевтической отрасли и планами по расширению производства.


– В прошлом году мы запустили цех по производству биотехнологических субстанций на основе моноклональных антител, – рассказал он. – К концу этого года мы рассчитываем запустить в Ростове Великом завод по производству субстанций, химических субстанций. Суммарный объем инвестиций к следующему году у нас составит уже 200 миллиардов рублей, то есть в пять раз больше, чем мы изначально планировали. Мы дополнительно создадим 630 новых рабочих мест.

Среди ближайших перспектив предприятия, по словам Василия Игнатьева, замещение иностранных разработок для борьбы с хроническим гепатитом С. Сегодня курс лечения импортными препаратами, включающий только таблетки и имеющий высокий процент излечения, стоит более 800 тысяч рублей. В коктейле применяются два-три препарата одновременно. Аналог из них уже зарегистрирован АО «Р-Фарм» и представлен на рынке. В течение полутора-двух лет планируется вывести другие компоненты этого терапевтического коктейля. Стоимость лечения при этом снизится примерно в семь раз.

Когда предприятие будет готово к производству всех компонентов лекарства, считает генеральный директор АО «Р-Фарм», необходимо будет решить с Министерством здравоохранения вопрос о том, чтобы средства на борьбу с гепатитом С выделило государство.

Президент РФ порекомендовал фармпроизводителям обратиться с соответствующим предложением в Правительство РФ и пообещал поддержку со своей стороны.

– Я тоже буду иметь это в виду при распределении соответствующих ресурсов на нужды здравоохранения в 2018-м и последующие, 2019 – 2020 годы, – сказал Владимир Путин. – Надо будет, конечно, использовать то, что вы наработали.

Также во время встречи был рассмотрен вопрос подготовки кадров для фармацевтической промышленности региона.
– Кадры – это одна из ключевых проблем развития в современной экономике, особенно в высокотехнологичных сферах. Мы много раз уже обращались к этой теме. Здесь и соответствующие стандарты принимаются, и очень тесно мы работаем с объединениями предпринимателей. Это должна быть взаимная дорога с движением в обе стороны, – отметил Президент РФ, – из экономики в высшую школу и наоборот.

Владимир Путин поддержал предложение исполнительного директора Ассоциации современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины Ярославской области Елены Степановой о внесении изменений в Федеральный закон 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве», в частности, о расширении перечня объектов соглашения о ГЧП, в котором в настоящий момент нет научных и научно-исследовательских организаций.

Был затронут в беседе и вопрос необходимости увеличения контрольных цифр приемов в вузы.
– Мы очень часто пересекаемся в потребности в квалифицированных кадрах по определенным группам специалистов, – рассказала Елена Степанова. – Спрос растет, спрос большой. Это уже вопрос не конкурирования по условиям, потому что условия все предоставляют более или менее одинаковые: хорошие соцпакеты, хорошая заработная плата. Физически людей-специалистов не хватает.

Отвечая на этот вопрос, глава государства отметил, что количество бюджетных мест в высших учебных заведениях в целом по стране постоянно растет и в 2018 году вновь будет увеличено, а также обратил внимание на необходимость тесного сотрудничества учебных заведений с предпринимателями.

– Было бы правильным, если бы наши компании целевым образом не только контролировали количество принимаемых вузами, но и брали бы шефство над определенными учебными заведениями, открывали бы там свои подразделения, специализированные лаборатории, выбирали бы заранее будущих выпускников, работали бы с ними, приглашали бы их к себе на практику, то есть создавали бы свою собственную базу из тех специалистов, которые нужны, – подчеркнул Владимир Путин. – Корректировали бы программы подготовки специалистов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, лучше – завтрашнего дня, в отношении тех видов деятельности, которыми вы напрямую занимаетесь.

Компания «Русские краски»
В разговоре с главой государства председатель совета директоров Компании «Русские краски» Яков Якушев отметил, что несмотря на то, что в следующем году «Русские краски» отмечают 180 лет со дня основания, завод является современным и широких возможностей предприятием.

- «Русские краски» выпускают ЛКМ для всех отраслей. Наши специалисты способны разработать продукцию для любой сферы применения, – подчеркнул он. - Компания постоянно развивается и совершенствует свою продукцию.

Подробно Яков Якушев остановился на каждом из бизнес-направлений Компании. По его словам, авторемонтная продукция востребована у ведущих автопредприятий: Компания занимает 16% рынка страны в сегменте авторемонтных ЛКМ, продукция экспортируется в Европу – Венгрию, Румынию и Болгарию, в перспективе — Индия и Вьетнам. На внутреннем рынке реальную конкуренцию составляют только иностранные производители. Кроме авторемонтных «Русские краски» производят комплекс ЛКМ индустриального назначения, среди которых покрытия для железнодорожного транспорта, мостов, дорожных покрытий. Как отметил, Яков Якушев около 90% аэродромов страны используют продукцию производства «Русских красок».

Особое внимание он уделил ЛКМ для авиации. Сейчас на рынке присутствуют исключительно иностранные поставщики.
- Весь комплекс покрытий делается на нашем заводе, и он не хуже, а лучше многих образцов, которые закупают наши авиационные предприятия, – сказал Яков Якушев. - На нашем рынке нет российских поставщиков. Уже летает десять самолетов, покрашенных нашими материалами, но мы прошли тяжелый путь, прежде чем на нас обратили внимание. В этом году планируем завершить прохождение аттестации в ВИАМе, надеемся, что будет легче вести диалог с интересными нам предприятиями. Тем более, что цена на наши продукты сверхконкурентная.

Темой заинтересовался президент Владимир Путин. После ряда уточняющих моментов он поручил министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову взять этот вопрос под личный контроль.

- Денис Валентинович хорошо знаком с бюрократическими проволочками в структурах подобного рода. И если не сопровождать их административным ресурсом, то можно потратить годы на получение сертификатов, разрешений и стандартов. Прошу оказать министра поддержку в этом вопросе, - сказал глава государства.

- Авиация действительно имеет более сложную специфику, чем, например, автопром, - ответил министр Денис Мантуров. - Материалы для отечественных авиационных предприятий традиционно поставляют западные производители ЛКМ. Министерство промышленности и торговли уже направило им просьбы рассмотреть возможность замещения импортной продукции на аналоги российского производства.

Также в своем выступлении Яков Якушев остановился на Ярославском заводе порошковых красок, отметив, что «Русские краски» создали его с нуля, и оно стало первым российским производителем ЛКМ подобного рода. Сегодня есть планы по увеличению объемов производства в 2-3 раза, в настоящий момент активно подыскивается площадка для строительства нового завода.


Судостроительный завод «Вымпел»
Генеральный директор судостроительного завода «Вымпел» Олег Белков сообщил главе государства о том, что предприятие строит инновационное судно на подводных крыльях «Комета 120М». В этом году планируются спуск на воду и проведение ходовых испытаний. По словам руководителя предприятия, «Комета 120М» может быть использована для скоростных перевозок по Азово-Черноморскому бассейну.

– Рассчитали бизнес-модель эксплуатации, получили стоимость билета Сочи – Ялта, около 500 км, меньше 1700 рублей. Продумали экономику и для других маршрутов, – сказал Олег Белков. – Начало эксплуатации «Комет» на маршруте Сочи – Ялта запланировано на весну 2018 года. Просим вас, Владимир Владимирович, поддержать нашу инициативу и утвердить дорожную карту проекта.

Владимир Путин оценил предложение и отметил, что этот вид транспорта необходимо развивать. Кроме того, следует обратить внимание на вопросы безопасности при определенном уровне волнения моря. Глава государства добавил, что подобные предложения поступают не только из Ярославской области, и Министерству транспорта совместно с Министерством промышленности и торговли необходимо будет выбрать лучшее для реализации.

«Русская механика»
Генеральный директор компании «Русская механика» Леонид Можейко рассказал об успехах своего предприятия, отметив амбициозные планы на будущее. Так, планируется увеличение объемов производства на 20% в год. На первый квартал 2017 года индекс выпуска составил 126% в сравнении с прошлым годом. Кроме того, повысилась и рентабельность производства. В настоящее время компания выходит на экспортные рынки и уже летом начинает поставки зимней техники в Скандинавию.

В силу этого, как и многих других экспортеров, руководство предприятия волнует стабильность курса рубля.

– По экономическим параметрам нашего предприятия предельный курс, при котором экспорт остается возможным, это 55 рублей за доллар. Сейчас, приближаясь к этой границе, мы начинаем беспокоиться. В связи с этим вопрос в основном такой: удастся ли нам рассчитывать на стабильность курса рубля как в сторону его укрепления, так и в сторону снижения? – спросил Леонид Можейко.

Владимир Путин назвал данный вопрос одним из ключевых и отметил, что Правительство РФ понимает всю его важность.
– В условиях плавающего курса, а от него мы отказываться не собираемся, хочу, чтобы было понятно, потому что у нас слишком много рисков, если мы пойдем назад и будем пытаться регулировать курс нерыночными способами. Насколько Центральному банку и Правительству удается и удастся обеспечить эту стабильность, мы посмотрим, – подчеркнул Владимир Путин. – Но мы понимаем, что одна из ключевых проблем, и, поверьте мне, занимаемся этим практически, я скажу без всякого преувеличения, в ежедневном режиме. Хочу вас только заверить, что мы понимаем вашу озабоченность и постараемся предпринять необходимые шаги, усилия, для того чтобы ее снять.

Компания «Промышленные силовые машины»
Генеральный директор ПСМ Андрей Медведев  рассказал президенту о стратегии развития предприятия, приоритетных направлениях для компании. Он подчеркнул, что на рынке дизельных генераторов общепромышленного назначения у российских компаний есть большой потенциал. Сейчас каждая 4-ая дизельная электростанция, выпущенная в нашей стране – результат работы компании ПСМ, рыночная доля которой составляет около 25%, но с учетом присутствия иностранных брендов – 7%. За последние три года оборот компании вырос практически в два раза, в первую очередь, за счет дизель-генераторов большой мощности свыше 600 кВт. Именно в этом сегменте превалируют иностранные производители. В планах компании ещё больше работать в этом направлении, опираясь на собственный инжиниринг и доступный сервис – наши главные преимущества перед западными конкурентами.


Вторым приоритетным направлением для ПСМ является экспорт. В активе компании уже есть успешные проекты, например, модернизация морских буровых приводами ПСМ для государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Socar. К 2020-му году предприятие планирует в 10 раз увеличить долю экспортных поставок по сравнению с 2016 годом.

В своем выступлении Андрей Медведев уделил внимание и насосному оборудованию, выпускаемому под брендом ПСМ. Помимо ДНУ для орошения, водопонижения и пожаротушения в компании разрабатываются уникальные проекты. В их числе – мобильные опрессовочные центры АОМЦ, которые уже работают в 40 регионах России и помогают теплосетевым компаниям испытывать на прочность трубопроводы перед началом отопительного сезона.

В заключение генеральный директор ПСМ вынес на рассмотрение присутствующих два вопроса. Первый был связан с расширением постановления о запрете на госзакупки иностранной машиностроительной продукции, в число которой планируют включить дизель-генераторы мощностью 60–315 киловатт. А второй вопрос – о присвоении городу Тутаеву статуса территории опережающего развития. В нем находится одна из производственных площадок ПСМ, поэтому важно понимать какие дополнительные возможности для бизнеса могут быть реализованы. Оба вопроса глава государства В.В. Путин обещал взять под контроль.

Как пояснил министр экономического развития РФ Максим Орешкин, по Гаврилов-Яму вопрос уже прорабатывается. Тутаев и Ростов относятся ко второй категории территорий опережающего развития, и решение по ним пока не принято. Владимир Путин отметил, что между городами первой и второй категории разница небольшая, и поручил министру проработать вопрос распространения на Тутаев режима территории опережающего развития.

Предприниматели поблагодарили руководство региона за приглашение на встречу с президентом страны и выразили надежду, что вопросы, поднятые ими, будут проработаны Правительством РФ.
Портал поставщиков ДВЯ Прямые выплаты Ява