Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
6 марта 2023

В Ярославской области будут развивать промышленный туризм

Ряд предприятий Ярославской области участвует в акселераторе «Открытая промышленность», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) и РАНХиГС при поддержке Министерства промышленности и торговли России. Крупный бизнес и небольшие ремесленные производства создают экскурсии, которые позволят местным жителям и туристам по-новому посмотреть на Ярославскую область, изменить представление о ней как об исключительно крае «церквей и монастырей».

«Ярославская область собрала пул предприятий разных отраслей промышленности: судостроение, машиностроение, народно-художественные промыслы, пищевая промышленность. Все предприятия очень разные: от небольших ремесленных мастерских до градообразующих, способных раскрыть весь промышленный потенциал региона. Здесь мастера вытачивают ювелирные изделия, валяют валенки, строят суда, производят квадроциклы и шины – все эти производства могут стать точками притяжения туристов», – отметила директор проектов дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Шандуренко.

По мнению эксперта акселератора Марии Пушкарской, начинать продвижение промышленного туризма необходимо прежде всего внутри региона, среди местных жителей.
«Сейчас, если спросить жителей Ярославля, знают ли они, какие предприятия есть у них в регионе, не все ответят, а приезжие тем более. Поэтому пока формировать новое представление о городе, о том, какие производства работают на его благо, нужно у местных. И когда они на вопрос, а что посмотреть в Ярославле, будут рассказывать о сыродельческом или судостроительном заводах, туристы туда пойдут», – сказала Мария Пушкарская.

Успех промышленного туризма на том или ином предприятии во многом зависит от выбора экскурсовода, добавила специалист. На многих российских производствах сейчас нанимают профессиональных экскурсоводов-историков, которые вникают во все заводские процессы и доступно рассказывают о них туристам. Ментор региональной команды Ярославской области в рамках акселератора Ольга Юракова считает, что правильнее, наоборот, обучить сотрудника предприятия навыкам работы с туристическими группами. «Никакой другой человек не будет так хорошо понимать и «чувствовать» завод или фабрику, не передаст их особый код», – сказала Ольга Юракова.

Такой вариант выбрали большинство предприятий Ярославской области-участников акселератора. Например, на Тутаевском моторном заводе, где производят дизельные моторы, экскурсии проводит директор информационного отдела завода Александра Костерина. Она работает на предприятии больше 25 лет. «Запах металла мне поначалу казался странным, непривычным, а сейчас это запах дома», – рассказала Александра Костерина.

Посетителей она проводит по цеху, где производят паровые двигатели, судовые и тракторные моторы, а также по музею, который отражает основные достижения предприятия. Это не только советский период, когда силами завода был построен практически весь город Тутаев, но и современные истории успеха. Например, именно тутаевские машиностроители разработали двигатель, с которым команда «Камаз» выиграла 12 из 19 ралли «Дакар».

В Ярославле путешественникам предлагают узнать о работе судостроительного и пивоваренного заводов. На судостроительном, помимо производственных подробностей и прогулки под днищем будущего корабля, экскурсовод Владимир Сайгаков (он же – начальник корпусного производства) рассказывает о поверьях и приметах судостроителей. Например, ни в коем случае нельзя спускать судно на воду в понедельник, у каждого корабля есть крестная мать, ее выбирают из «самых эффективных и красивых сотрудниц завода». Фотография крестной матери и пробка от бутылки шампанского, которую по традиции разбивают о палубу, хранят на корабле все время, пока он на ходу.

На Угличском сыродельно-молочном заводе готовят большой проект «СырКультПросвет». Туристы смогут посетить ресторан авторской кухни, музей сыроварения и посмотреть полный цикл производства сыра: от обработки сырного зерна и посола сыра, когда он несколько часов проводит в специальном бассейне, до созревания и упаковки в черный латекс.

Значительный потенциал для развития туризма есть у «Русской механики» в Рыбинcке, где производят снегоходы и квадроциклы. Сейчас предприятие принимает в основном школьников по программам профориентации, но как только появится возможность для тест-драйва продукции, завод получит совсем другой поток туристов, уверены эксперты. Например, экскурсии на производство смогут предлагать группам, путешествующим по Волге на пароходах.

Помимо крупных производств, в Ярославской области туристам доступны небольшие ремесленные площадки. Это ювелирная компания «Ростовская финифть», где в свое время делали корону для победительницы конкурса «Мисс Россия», и фабрика по производству валенок. Фабрику в Ярославле открыли в 1904 году, в отдельных цехах до сих пор есть действующие станки того времени. Сюда тоже часто приводят школьников на экскурсии, но в этом случае профориентация начинает работать в обратную сторону, говорят на предприятии. Увидев, каким тяжелым может быть ручной труд, не требующий серьезной образовательной подготовки, ребята начинают лучше учиться.

И.о. директора департамента туризма Ярославской области Максим Цветков отметил, что по итогам участия в акселераторе «Открытая промышленность» регион планирует разработать комплексные планы продвижения промышленного потенциала территории, новые программы посещения предприятий для школьников и студентов, бизнес-делегаций, туристов.

«Мы стоим только в начале этого пути и проводим большую работу, чтобы заинтересовать предприятия, показать им новые возможности, связанные с развитием промышленного туризма. Люди ищут разнообразия, новых впечатлений и знаний. И на ярославской земле есть что посмотреть с точки зрения развития производства и технологий», – сказал Максим Цветков.


Текст: Ольга Ярославцева
Фото: пресс-служба АСИ
Ява Топ Легион Portal DA объясняем.рф