Вы уже подписаны на рассылку.
Сертификаты для экспорта
12 апреля 2018

Июльские события 1918 года в Ярославле: что это было?

10 лет назад, в 2008 году, в журнале ЯрТПП "Деловые вести Ярославии" была опубликована статья ярославского историка Николая Павловича Рязанцева о событиях июля 1918 года в Ярославле. Мы посчитали, что она будет интересна нашим читателям. 

В июле 2008 года исполнилось 90 лет со времени трагических событий, известных в истории под названием Ярославского мятежа 1918 г. В последние годы немало сделано для того, чтобы представить эти события как народное восстание против большевистской власти. Однако факты говорят о другом. Ярославские события были заранее спланированы и хорошо оплачены теми политическими силами, которые начинали масштабную войну против Советской России.

В последние годы историки обнаружили немало новых документов, которые убедительно говорят о том, что ярославский мятеж не был случайным событием. Его очень долго и целенаправленно готовили те политические силы, которые поставили перед собой цель — свергнуть советский режим.

Подготовка к мятежу

Еще в январе 1918 года полковник А.П. Перхуров вместе с группой офицеров южной Добровольческой армии был тайно направлен руководством в Москву для организации переброски бывших офицеров на Юг, в расположение белой армии. Когда эта деятельность была прекращена чекистами, Перхуров по приказу командования Добровольческой армии примкнул к «Союзу защиты Родины и свободы», подпольной антибольшевистской организации, которую возглавлял бывший эсер Б.В. Савинков. В штабе белой армии тогда считали, что Савинков представляет «единственную реальную силу на Севере России, враждебную большевизму».

Белые офицеры вошли в контакт с Савинковым, и тайно были направлены им в Ярославль для подготовки вооруженного восстания против Советов. Один из помощников Перхурова полковник E.Я. Гоппер позже в своих воспоминаниях утверждал, что восстание в Ярославле они готовили несколько месяцев.

Почему Ярославль был выбран в качестве главного пункта антисоветского выступления? Ярославль являлся ближайшим тылом тех советских войск, которые входили в состав Северного фронта. После взятия Ярославля мятежники должны были соединиться с теми войсками интервентов и белых, которые наступали с Севера через Архангельск и Вологду на Москву. Под угрозой сразу оказалась бы большевистская столица.

Ярославская губерния была выбрана еще и потому, что при ликвидации воинских частей старой армии здесь осталось около 11 тысяч бывших офицеров. Часть из них можно было привлечь к выступлению. Организаторы переворота учитывали также наличие огромного количества военного снаряжения и оружия на складах Рыбинска и Ярославля и недостаток боеспособных воинских частей Красной Армии в губернии.

Перхуров рассчитывал также на поддержку торгово-предпринимательских слоев населения, чиновников, офицеров. Политические настроения многих ярославцев были откровенно антисоветскими. Об этом свидетельствовали итоги выборов в Учредительное собрание в ноябре 1918 года. За буржуазную партию кадетов в центральной части Ярославля проголосовало тогда более 60% избирателей. За большевиков в этой части города тогда проголосовало лишь чуть больше 4% избирателей.

Совершенно противоположная картина была на рабочих окраинах города. Там Перхурову опереться было не на кого. Но он об этом не знал.
Поначалу Перхуров планировал выступление на 4 июля 1918 года. Он был уверен, что на первое время ему будет достаточно 200 вооруженных офицеров. Но когда рано утром 4 июля заговорщики собрались на Леонтьевском кладбище недалеко от артиллерийского склада, в наличии у них оказалось только 70 человек. Начинать не имело смысла. Перхуров дал отбой.

Новый срок выступления он назначил на 6 июля. При этом он заявил своим помощникам: если соберется хотя бы 100 человек, он начнет дело. Этих сил было, конечно, мало, но расчет строился на том, что 1-й Советский полк (основные силы красных) через некоторых своих командиров обещал соблюдать нейтралитет.

Начало мятежа

Рано утром 6 июля на Леонтьевском кладбище собралось 106 человек. Пути назад уже не было. Перхуров отдал приказ о выступлении. Довольно быстро мятежники овладели артиллерийским складом и получили оружие. Вскоре к ним присоединился отряд конной милиции и часть офицеров бронедивизиона.

Эти силы двинулись в центр Ярославля. В первую очередь ими был захвачен железнодорожный мост через Волгу, почти все Заволжье (Тверицы, станция Урочь, Яковлевская слобода). На станции Урочь был построен бронепоезд, с помощью которого мятежники в последующие дни удерживали железнодорожный мост. Сам Перхуров вместе со своим штабом первоначально разместился в бывшей гимназии Корсунской (сейчас это здание Главпочтамта на Богоявленской площади).

В первый же день мятежникам удалось арестовать многих руководителей советских учреждений. Аресты производились по заранее составленным спискам. Всего было арестовано около 200 человек. Некоторые из них во время ареста были убиты. Среди них С.М. Нахимсон, Д.С. Закгейм, А.С. Шмидт, М.М. Лютов и другие. Часть арестованных оказалась на плавучей тюрьме, которая получила название «баржа смерти».

Перхуров провозгласил себя «Главнокомандующим Добровольческой армией Северного фронта». Он издал целый ряд приказов, в которых объявил о ликвидации советских органов власти и о создании «Гражданского управления Ярославля». По приказу Перхурова начали создавать земства, городскую управу, полицию. Как монархист, он стремился воссоздать те органы власти, которые действовали в стране еще при царизме.

Боевые действия и тактика сторон

В одном из первых приказов Перхуров объявил как о призыве добровольцев, так и об обязательной мобилизации мужского населения в свою «армию». Впоследствии он признавал, что через несколько дней после начала мятежа у него на позициях находилось около 600 человек. На основании архивных данных можно говорить о наличии у Перхурова примерно двух тысяч человек, в основном бывших офицеров. Для губернского города с населением в 130 тысяч человек эти цифры нельзя признать существенными. Тем более, что основной костяк мятежников составляли прибывшие из других городов страны офицеры.

Боевые действия развивались по заранее намеченному плану. Никаких сбоев не было до тех пор, пока против Перхурова не выступил 1-й Советский полк. Расположенный в здании бывшего кадетского корпуса на Московском тракте (ныне здание зенитно-ракетного училища), полк отказался перейти на сторону мятежников. Он занял линию обороны от Туговой горы до Большой мануфактуры. Дальше до станции Всполье (ныне Ярославль Главный) оборону держали рабочие отряды. Станция Всполье и территория артиллерийских складов также оказалась в руках красных войск.

Таким образом, с юга и юго-запада мятежники были охвачены полукольцом советских войск. Правда, численность этих войск была невелика. Нужны были подкрепления. А это зависело уже не столько от Ярославля, сколько от центральных властей.

Восстание в Ярославле началось 6 июля, то есть в тот же день, что и вооруженное выступление левых эсеров в Москве. Обеспокоенные событиями в столице, большевистские руководители не смогли сразу оценить степень опасности ярославского восстания. Председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий на телеграмме из Ярославля написал такую резолюцию: «Распространяющих ложные слухи – расстреливать». А 9 июля 1918 года Троцкий заявил делегатам V Всероссийского съезда Советов, что мятеж в Ярославле опасности не представляет, город окружен советскими войсками, мятеж почти ликвидирован.

В Москве недооценили опасность ярославских событий. Эта недооценка продолжалась несколько дней, поэтому помощь из Москвы пришла с запозданием. Среди первых соединений, прибывших в Ярославль, находился рабочий отряд из Ростова, латышские стрелки из Рыбинска, которые защищали станцию Всполье. Рабочий отряд из Кинешмы действовал в районе железнодорожного моста через Волгу вместе со сводным отрядом интернационалистов.

Несколько позже в город прибыл Московский сводный полк, интернациональный батальон Варшавского полка, отряды из Иваново-Вознесенска и Костромы. 8 июля из Москвы подошел первый бронепоезд, а всего в подавлении мятежа участвовало три бронепоезда красных.

К 12 июля общее количество красных бойцов достигло двух тысяч человек. Эти данные свидетельствуют о том, что и через неделю после начала восстания общая численность красных войск была недостаточной для взятия города. Часть отрядов состояла из рабочих, которые впервые получили оружие. Профессиональных военных не хватало, в то время как у Перхурова преобладали именно военные, бывшие офицеры.

Поначалу красные войска действовали совершенно разрозненно. Донесения красных командиров в Москву содержат такие фразы: «Командование войсками ужасно… Пришлите энергичных опытных руководителей…». Один из красных командиров писал, что «при энергичном действии командного состава можно было всё ликвидировать в один день».

Среди тех воинских формирований, которые были направлены на помощь Ярославлю, преобладали артиллерийские части. Кроме того, у красных было три бронепоезда. Только этими силами взять город они не могли. Красные вели сильный артиллерийский обстрел города, что вело к большим разрушениям. Сами красные командиры вынуждены были признать, что «город разгромлен до ужаса, а пользы немного». Взять город можно было только путем упорных уличных боев, но это вело к большим потерям для осаждавших.

У Перхурова, наоборот, почти не было артиллерии, зато было большое количество пулеметов. Кроме того, как отмечал сам Перхуров, вести артиллерийский огонь из города мешала плотная городская застройка Ярославля. Именно по этим причинам мятежники слабо использовали артиллерию. Тактика белых заключалась в том, чтобы превратить крупные здания в долговременные оборонительные сооружения и вести глубокую оборону. Так они надеялись продержаться до подхода с Севера основных сил белых.

11 июля 1918 года по приказу Реввоенсовета Республики командующим войсками Ярославского фронта был назначен бывший офицер А.И. Геккер, командующий Вологодским тыловым районом. А.И. Геккер должен был взять в свои руки общее руководство военными действиями по разгрому ярославского мятежа.

Первоначально штаб Геккера расположился в городе Данилове, а затем после взятия красными железнодорожного моста через Волгу штаб переместился на станцию Филино. Кольцо красных войск вокруг Ярославля сжималось все плотнее.

Вскоре стало очевидно, что ликвидация мятежа произойдет в ближайшие дни. 17 июля Перхуров вместе с группой офицеров примерно в 50 человек прорвались на пароходе из Ярославля в район Толгского монастыря. Они попытались возобновить военные действия в Заволжье, в тылу красных войск. Когда это не удалось сделать, Перхуров перебрался в Кострому, оттуда в Казань. Затем служил в белой армии адмирала Колчака, где был представлен к званию генерал — майора. Он находился в колчаковской армии до ее разгрома Красной армией. В 1922 году был осужден в Ярославле и расстрелян по приговору военного трибунала.

После бегства Перхурова боевые действия в Ярославле были продолжены. 19 июля красные полностью овладели Тверицами. На следующий день началось их решительное наступление на центр города, и еще через день, 21 июля, над городом появились белые флаги.

Пытаясь спастись, часть перхуровских войск «сдалась в плен» находившейся в Ярославле германской военной миссии, которая занималась тогда поисками и отправкой на родину немецких военнопленных. Поначалу германская военная миссия объявила перхуровцев своими пленными, но это им не помогло. Оставшиеся в живых организаторы и участники мятежа оказались в руках красных. Продолжавшиеся целых шестнадцать дней кровавые события в Ярославле завершились. Но город после мятежа представлял собой страшную картину.

Печальные последствия

Последствия мятежа были ужасными. Корреспондент одной из газет, прибывший в Ярославль сразу же после окончания боевых действий, дал такое описание увиденного. «Белого, красивогo Ярославля более нет, — писал он. — Нельзя сказать: нет Ильинской улицы или погибла в огне Владимирская улица. Нужно сказать: погибло все, кроме куска центра и вокзальной части города… Торчат одинокие трубы домов, куски кирпичных закопченных стен, остовы обгорелых деревьев. Валяются куски железа, кирпичи, обожженные чугуны и горшки и прочая домашняя утварь… Пожарная вышка разрушена. На Сенной площади все лари сгорели. Телеграфные столбы свалены и обгорели. В уцелевших домах выбиты все стекла. Цирк изрешечен снарядом…»

Демидовский юридический лицей
Полностью была разрушена третья часть Ярославля. 28 тысяч жителей остались без крыши над головой. Сгорело или было разрушено 20 промышленных предприятий, здание Демидовского юридического лицея, Некрасовская библиотека, реальное училище и т.д. Общий материальный ущерб городу составил более 124 миллиона золотых рублей. В городе долгое время не было водопроводной воды. Начались эпидемии. По-прежнему не хватало продовольствия. Жить в городе стало невозможно, и значительная часть ярославцев была вынуждена его покинуть. Население Ярославля к началу осени 1918 года составляло всего 76 тысяч человек, то есть сократилось на 50 тысяч человек. Таковы были трагические последствия кровавых событий 1918 года в Ярославле.

Пошехонская улица после белогвардейского мятежа
Н.П.Рязанцев, к.и.н.
Т.В.Рязанцева, хранитель нумизматики, зав. сектором материальной культуры Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
объясняем.рф Государственная поддержка инвестиционных проектов Инвестиционный портал Ярославской области Portal DA