English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Интернет-аудитория и реклама

Штейнгарт А.А.
Белаковская Н.А.
Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring

Процесс интернетизации России набирает обороты. И если еще несколько лет назад Интернет был "предметом роскоши" и, по сути, диковинкой, то сейчас это обыденное и вполне доступное по цене "средство передвижения".

Согласно результатам регулярного исследования "Мониторинг Интернета", проводимого холдингом ROMIR Monitoring, в IV квартале 2005 года ежемесячная аудитория Рунета составила 17% всего взрослого (старше 18 лет) населения России. Причем в крупных городах этот процент значительно выше, а в столице к концу 2005 года Интернетом пользовались уже около 40% горожан старше 18 лет.

Сегодня Интернет дает возможность реализовать практически любые запросы и потребности, не выходя из виртуального пространства. Можно найти работу, находясь в Ярославле, устроить личную жизнь, заработать денег, пообщаться с друзьями, найти любую необходимую информацию, подобрать товары и услуги по оптимальной цене, заказать доставку всего, чего только пожелаешь, прямо домой и даже оплатить заказ, не выходя из дома. Какие-то из предлагаемых в Интернете услуг предоставляются на коммерческой основе, другие - существуют для всеобщего блага и предоставляются абсолютно безвозмездно для повышения посещаемости того или иного ресурса.

Такого типа ресурсы со свободно предоставляемыми услугами и информацией, как правило, существуют за счет предоставления рекламных площадей. За пользование бесплатными услугами интернетчики платят невольным просмотром рекламной информации. Таким образом, мы получаем три заинтересованных лица: владельца Интернет-ресурса, рекламодателя и непосредственно самого Интернет-пользователя. Так для кого из них размещение Интернет-рекламы более выгодно?

Для начала выясним, чье внимание "покупает" рекламодатель в сети, кто является потенциальным потребителем рекламы…

Кто живет в сети?
Социально-демографический портрет Интернет-аудитории

По данным ROMIR Monitoring (IV квартал 2005 г.), мужчин в Интернете несколько больше, чем женщин. Если среди мужчин интернетчиком является каждый пятый (21%) проживающий на территории России житель (18+) то среди женщин Интернетом пользуется лишь каждая седьмая (14%). Интернетчиков значимо больше среди молодежи. Наибольший процент интернетчиков - среди молодых мужчин в возрасте 18-24 лет (46%), второе место по количеству интернетчиков в группе занимают молодые женщины 18-24 лет (38%), далее идут мужчины (32%) и женщины (24%) в возрасте 25-34 лет. С увеличением возраста доля Интернет-пользователей уменьшается - наибольший процент Интернет-пользователей среди 18-24-летних - 42%, наименьший - среди тех, кому 45 лет и больше - 5%. Если рассматривать состав Интернет-аудитории, то 66% от нее составляют респонденты до 35 лет, из них мужчин - 37% , женщин - 29% . Средний возраст интернетчиков - 31 год. Как правило, это люди с высоким уровнем дохода: наибольший процент Интернет-пользователей (48%) среди респондентов с доходом не ниже - 15000 рублей на человека в месяц. С уменьшением уровня дохода процент интернетчиков снижается. Внутри Интернет-аудитории основную долю (71%) составляют респонденты с уровнем дохода не менее 3000 рублей, в то время как в целом по России такой уровень дохода имеют 49% жителей 18 лет и старше.

Если рассматривать социальное положение, то наибольший процент пользователей Интернета среди учащихся и студентов (49%), квалифицированных специалистов (38%) и руководителей (38%). Но студенты пользуются Интернетом реже - более половины из них заходят в Интернет один - несколько раз в неделю, а основную часть руководителей и квалифицированных специалистов, использующих Интернет, можно застать в сети практически каждый день.

В зависимости от частоты выхода во всемирную Сеть аудиторию можно поделить на дневную (интернетчики, пользующиеся Интернетом каждый день или почти каждый день), недельную (использующие Интернет один - несколько раз в неделю) - именно они составляют основную долю Интернет-пользователей, и месячную (те, кто использует Интернет один - несколько раз в месяц). Представителей еженедельной аудитории можно встретить в Сети в вечернее и ночное время (с 18.00 до 06.00) значимо чаще, чем интернетчиков, заходящих в Рунет в ежедневном режиме.

Где "живут" интернетчики? Тематика наиболее посещаемых сайтов

Наиболее посещаемыми ресурсами являются поисковые системы (90%) и ленты новостей (69%). При этом новости в Интернете, в основном, интересуют мужчин от 25 лет и старше. Почтовые сервера также довольно популярны - их посещает 61% интернет-пользователей, причем чаще сюда заходят девушки 18-24 лет (71%).

Сайты, посвященные программированию, бизнесу и финансам, компьютерным играм и спорту, больше интересуют мужчин; а образованию, театру, путешествиям и медицине - женщин.

Музыкальными сайтами значимо больше интересуется молодая интернет-аудитория (до 25 лет). Компьютерные игры привлекают молодых мужчин до 35 лет, особенно тинейджеров - среди самых юных представителей мужской Интернет-аудитории (12-17 лет) почти половина (46%) посещает сайты, посвященные компьютерным играм.

Интернет-аудитория и Интернет-реклама

Мы уже привыкли к тому, что реклама сопровождает нас повсюду, где бы мы ни находились, - и виртуальное пространство в этом не исключение. Привыкли также и к тому, что "принудительный" просмотр/прослушивание рекламы - есть своеобразная плата за пользование бесплатными информационными, развлекательными или другими полезными ресурсами. Но всегда ли рекламная информация бывает "нежелательной платой"? Ведь возможно рассматривать рекламу как дополнительную бесплатную информацию или как произведение искусства, приносящее эстетическое удовольствие... Какой процент аудитории (охваченной рекламой) считает ее полезной, а какой - нет?

В феврале 2005 года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring в рамках всероссийского опроса (национальная репрезентативная выборка, N=1643, 18+) спросил у своих респондентов, какой из видов рекламы они видели в последнее время, и какой из увиденных источников рекламы они считают полезными. Результаты опроса показали, что на тот период (в последнее время) интернет-рекламу видели 8% жителей России. Можно предположить, что этот процент на сегодняшний день должен быть несколько выше, так как общий доля интернет-пользователей в феврале 2005 г. составляла 11% от всего российского населения 18+, а по итогам года она выросла до 17%. И тенденция роста количества людей, пользующихся Интернетом, остается неизменной.

Охваченные интернет-рекламой респонденты - это, как правило, молодые мужчины, преимущественно до 25 лет, как со средним, так и с высшим образованием, со средним или высоким уровнем дохода. В большинстве случаев это учащиеся и студенты, квалифицированные специалисты, служащие. Таким образом, от неохваченной интернет-рекламой части населения их отличает более молодой возраст, более высокое социальное положение, а также более высокий уровень образования и дохода.

Среди тех, кто видел Интернет-рекламу в течение последнего времени, половина респондентов (50%) оценили ее как полезную, таким образом, восприятие данного вида рекламы как полезной в общем ряду разных видов рекламы занимает третью позицию.

Итак, портрет типичного интернетчика, на которого, прежде всего, может быть ориентирована интернет-реклама - это молодые люди до 35 лет (причем большая часть из них - это 18-24-летние респонденты, преимущественно мужчины) с высоким уровнем дохода. По социальному положению это студенты, квалифицированные специалисты или руководители (среди женщин руководителей меньше, чем среди мужчин). Наименьшую долю в Интернет-аудитории составляют респонденты от 45 лет и старше - 15%. И в целом Интернетом пользуются лишь 5% россиян старше 45 лет. Поэтому охват интернет-рекламой представителей возрастной. Таким образом, результаты исследований позволяют говорить о том, что ладанный момент российская интернет-аудитория является одним из наиболее лояльных к рекламе адресатов. С учетом того, что почти 80% интернетчиков охвачены сетевой рекламой и половина из них считают ее полезной, обращение рекламодателей к интернет-рекламе, особенно направленной на целевую аудиторию, совпадающую с портретом типичного интернетчика, может быть даже более эффективным, чем использование других рекламных носителей.

"Российский рекламный ежегодник–2005"

Содержание ДВЯ N6 за 2006 год