English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Актуальные вопросы размещения рекламы

17 февраля 2006 года Комитет ЯрТПП по рекламе провел круглый стол "Актуальные вопросы размещения рекламы".

Основные задачи мероприятия: рассмотрение перспективы развития рекламного рынка в 2006 году, применение новых законодательных актов и постановлений.

Место проведения: Ярославль, ул. Свободы, 62, выставочный зал, 2 этаж.

Повестка дня

  1. "Реклама и дизайн в городской среде. Программы комитета городского дизайна и рекламы".
    Докладчик: Васильева Г.В.
  2. "Дорога. Безопасность. Реклама. Вопросы применения ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
    Докладчик: Сироткин А.В.
  3. "Актуальные вопросы применения и исполнения антимонопольного законодательства и ФЗ "О Рекламе" в сфере рекламы".
    Докладчик Сибрикова Н.М.
  4. Прения.

Участники круглого стола

Для участия в заседании приглашены представители государственных органов, рекламопроизводителей, рекламодателей и СМИ:

  1. Бабошкина Л.М. – начальник Управления по подготовке к 1000-летию Ярославля
  2. Брандуков Д.И. директор Департамента градостроительства и архитектуры – главный архитектор области
  3. Бобович А.Р. - главный архитектор г. Ярославля
  4. Васильева Г.В. – председатель Комитета городского дизайна и рекламы
  5. Коровкина М.В. – начальник правового управления мэрии г. Ярославля
  6. Лавров В.А. – президент ЯрТПП
  7. Магнитский Г.С. – председатель комитета по рекламе ЯрТПП
  8. Пенкин В.Н. – директор Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля
  9. Полознев Д.Ф. – директор Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова
  10. Разживин В.В. – председатель Ярославской организации Союза дизайнеров России
  11. Сибрикова Н.М. – руководитель Ярославского территориального Управления министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  12. Сироткин А.В. – заместитель начальника управления ГИБДД УВД Ярославской области
  13. Смоленский С.Л. – депутат муниципалитета г. Ярославля
  14. Федотова Н.Г. – вице-президент ЯрТПП.



По материалам круглого стола

В.А. Лавров, Президент ЯрТПП:
- Судя по тому количеству участников, которые приняли решение об участии в круглом столе, его тема нами была выбрана правильно. ЯрТПП - организация, призванная обеспечивать конструктивное взаимодействие бизнеса и власти. Нам бы хотелось, чтобы здесь был найден компромисс между интересами властей и ярославцев, заинтересованных в сохранении исторического облика нашего старинного города, и интересами предпринимателей, которые заняты в рекламном бизнесе.

Г.С. Магнитский, Председатель комитета ЯрТПП по рекламе:
- Готовится новое распоряжение мэра о размещении наружной рекламы в городе, грядут и другие изменения. Хотелось бы услышать от представителей власти, к чему нам следует готовиться.

Г.В. Васильева, Председатель комитета городского дизайна и рекламы:
- Через 4 года нашему городу исполнится 1000 лет. Рекламе в нашем городе всего 10 - 12 лет. На сегодняшний день рекламное пространство Ярославля - это более 5 тыс. кв.м и десятки рекламных агентств. Средства наружной рекламы являются непременным атрибутом современной городской среды. Что нужно сегодня городу? Комфортизация городской среды или максимальное соблюдение принципов работы рекламы и дополнительные поступления в бюджет? Полтора года наш комитет занимался анализом сложившейся ситуации в городе. К сожалению, наружная реклама как сложное социально-экономическое явление имеет и недостатки, которые привели к перенасыщению рекламоносителями центральной части города и основных магистралей. Особенно эта тенденция усилилась в последние годы. Повышение стоимости рекламы в 2004 году в два раза не привело к уменьшению числа рекламоносителей. Назрела необходимость упорядочения городских рекламных мест и создания генеральной схемы рекламного пространства в городе Ярославле. Очень часто нам задают вопрос: почему наш комитет, проанализировав ситуацию, не вынес всю наружную рекламу из центра города? Я считаю, что наш комитет не имеет такого права. Я думаю, что необходимо провести конкурсы реконструкции наружной рекламы. Архитекторы и дизайнеры продумают размещение рекламного поля, с учетом исторических достопримечательностей. Обозначились и слабые места – отсутствие единой градостроительной модели формирования рекламного пространства в городе, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей рекламную деятельность, необходимость создания единой базы данных рекламоносителей – современной электронной карты города.
Комитетом подготовлено 6 проектов городских целевых программ. Все они рассматриваются на рабочих группах муниципалитета. Первая программа "Реконструкции и оптимизации рекламного пространства в городе", рассчитанная на период до 2010 года, направлена на создание единого подхода к формированию рекламного пространства. Одним из важнейших результатов программы должна стать разработка генеральной схемы рекламного пространства. Реализация программы оптимизирует экономические и социальные выгоды рекламы, она сведет к минимуму потенциальные проблемы, связанные с ее развитием и создаст комфортную для жителей Ярославля рекламно-художественную среду.
Другие программы: "Социальная информация и ее развитие", "Ландшафтный дизайн", "Колористика и архитектурный дизайн", "Праздничное оформление города в преддверии 1000-летия". Ожидаемый результат – формирование генеральной схемы рекламного пространства, увеличение поступлений в бюджет, сокращение количества рекламных конструкций в центральной части города и на основных магистралях, вытеснение крупноформатной рекламы из исторического центра. На вопрос, что же для нас важнее – увеличение поступлений в бюджет города или комфортизация городской среды? Каждый из нас ответит – комфортизация.

В.А. Лавров:
- Вы упомянули конкурсы и тендеры. Мы считаем, что ярославские предприятия должны иметь определенные преференции. Не потому, что они ярославские, а потому, что цель конкурсов – бюджетная эффективность. Нужно обязательно учитывать то, что наши местные производители дополнительно, при получении госзаказа вносят в бюджет города.

И.Н.Шаронов, Начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД УВД ЯО:
- В соответствии с положением Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которое было утверждено указом президента в 1998 году, на нас были возложены специальные надзорно-разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. При осуществлении этих функций в части контроля и разрешения на размещение средств наружной рекламы мы руководствуемся двумя документами: федеральным законом о рекламе, и вновь вступившим в действие с первого сентября прошлого года ГОСТом по наружной рекламе. С введением его в действие возникло достаточно много вопросов, поскольку требования в нем достаточно жесткие. Мне хотелось бы подчеркнуть, что эти требования по другому вряд ли могли быть изложены, поскольку наряду с этим стандартом, есть еще дополнительные государственные стандарты, которые призваны обеспечивать безопасность дорожного движения. Это ГОСТы, которые предъявляют требования к дорожным знакам, светофорам, разметке. Вопросы, которые сейчас возникают у нас по применению ГОСТа по рекламе достаточно сложные. За те годы, когда действие этого стандарта было приостановлено, размещение рекламы у нас приобрело хаотический характер. И сегодня, изложенные требования ГОСТа выполняются далеко не всегда. Светофоры находятся на фоне рекламных щитов, дорожные знаки размещаются на конструкциях с рекламной информацией. Это и многое другое отвлекает внимание водителя. Не случайно с 1 января вступили в силу два новых государственных стандарта. Основная их суть – предъявление повышенных требований к видимости дорожных знаков и светофоров. Эти стандарты обязывают производителя использовать более качественные материалы, чтобы донести информацию до водителя. Имеют место факты установки рекламоносителей без разрешения органов местного самоуправления и согласования с ГИБДД. В августе прошлого года совместно с городским комитетом по дизайну и рекламе мы подписали соглашение, по которому отстрочили исполнение ГОСТа, понимая, что заключены договора. Это соглашение действует до 1 марта. Мы будем придерживаться введенного стандарта и приводить улицы и дороги в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения.

Н.М. Сибрикова, Руководитель Ярославского территориального Управления министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства:
- К сожалению, количество фактов, которые мы рассматриваем в связи с нарушением законодательства о рекламе, год от года растет. В 2005 году таких фактов мы рассмотрели 132. Это достаточно много, и, естественно, далеко не все факты нарушения законодательства о рекламе, которые имеют место. По 115 фактам (80%) были возбуждены дела. Наибольшее количество нарушений (45% от общего числа) – это нарушения статьи 14 закона "О рекламе", т.е. наружная реклама. Причина этих цифр объяснима. Очень активизировались органы прокуратуры, которые стали возбуждать дела в связи с нарушением порядка распространения наружной рекламы и направлять их для рассмотрения и принятия решений по существу в антимонопольный орган. С этого года ответственность за нарушения закона значительно выросла. Нарушения 7 статьи (недостоверная реклама) составляют 10%. И достаточно много нарушений 5 статьи (неуказание на лицензию и на орган, выдавший лицензию). На остальные проценты приходится реклама пива, спиртосодержащей продукции и т.д. Суммы штрафов растут. В 2003 году – 194 тыс., 2004 – 330 тыс., 2005 – 1 млн. 451 тыс. руб. Учитывая увеличение размера штрафов, этот год, безусловно, данный показатель перекроет. Счет в судах однозначно складывается в пользу антимонопольного управления, как в битвах с рекламораспространителями, так и не всегда у нас совпадают мнения с органами прокуратуры. Так, например, органами прокуратуры было опротестовано 6 постановлений органов УФА о прекращении дела в связи с отсутствием состава. Все протесты судом были отклонены. В целом, было обжаловано 21 постановление, отменено постановлений – 2. Нам бы хотелось сосредоточить свои усилия прежде всего на содержании рекламной информации. Поскольку я считаю, что деятельность антимонопольного органа должна носить социальную направленность и приносить пользу людям. У нас есть сложности, когда необходимо точно определить, является ли эта реклама недобросовестной, недостоверной, неэтичной. Естественно, зачастую необходимо произвести какую-то экспертную оценку. Эти проблемы в различных регионах решаются различными способами. Где-то создаются экспертные советы, в частности, такие экспертные советы есть при ФАС, при некоторых территориальных монопольных органах, в некоторых регионах активно работают саморегулируемые организации. Почему в определенной степени саморегулируемый орган предпочтительнее экспертного совета? У саморегулируемых организаций, в отличие от экспертных советов, которые дают свои заключения по поводу правомерности той или иной рекламы, есть собственные полномочия, которые определены законом. Это направление деятельности в нашей области обязательно должно быть реализовано в полной мере. Это на пользу и представителям рекламного бизнеса, и государственным органам. Что касается антимонопольного регулирования. Реклама и конкуренция взаимосвязаны. Пока мы не очень хорошо представляем ситуацию, которая сложилась с точки зрения конкуренции на рынке рекламы. У нас есть желание изучить этот вопрос. Поскольку полномочия по законодательству в сфере рекламы отчасти принадлежат и органам местного самоуправления. Это значит, что задача наша состоит в том, чтобы местные власти, мэрия г. Ярославля при реализации своих функций и полномочий в этой сфере не допускали каких-либо дискриминационных действий в отношении одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими. Здесь на наш взгляд тоже не все благополучно. Мы пытаемся с этим разобраться, одно дело было рассмотрено. Сейчас рассматривается вопрос по 203 постановлению в целом.

А.Р. Бобович, Главный архитектор г. Ярославля:
- Основные принципы, касающиеся регулирования наружной рекламы должны связываться с тем, насколько потребитель этой рекламы считает достаточным. Комфортность должна быть оценена с точки зрения потребителя. Существуют социологические методы. Сегодня присутствуют представители распространителей рекламы. Я, как специалист в области архитектуры и как потребитель, считаю, что наружная реклама находится в состоянии кризиса. В таком количестве она уже никому не нужна, она перестает выполнять свои функции. Я вижу только "визуальный шум", который существует в городе. Взяв на себя такие обязательства и добившись того, что центр Ярославля признан памятником Всемирного наследия, мы действуем в центре, как действовали во время войны. Когда набрасывались маскировочные сетки, чтобы противник не видел стратегических объектов. Только сейчас это безобразная реклама. В центре города у нас не просматривается ни одна панорама, ни одно здание. Я к рекламе отношу и вывески, и витрины, и размещение рекламы в лифтах.

Д.И. Брандуков, Директор Департамента градостроительства и архитектуры – главный архитектор области:
- Хотелось бы предложить еще один выход. Мы совсем забыли про материалы, из которых изготавливаются наши рекламные конструкции. В последнее время используют пластик, профиль, синие, желтые, красные цвета. У нас старинный русский город, много памятников архитектуры, на которых в данной конфигурации вывески смотрятся странно. У нас есть художники, скульпторы. Можно использовать ковку, металл, дерево. Туристы часто удивляются, почему мы не пользуемся нашими старинными русскими промыслами. Зная, что мэрия делает программу по дизайну, можно обратить внимание на видовые точки. Хочется подчеркнуть, что Ярославль – это центр субъекта федерации и хочется задать муниципальным образованиям положительный тон и показать, что наша реклама не заканчивается на панелях и растяжках. Главное – приучить заказчика к тому, что в рекламу необходимо вкладывать деньги, они хотят малыми средствами сделать ярко, надо приучить их еще и к тому, что можно сделать культурно и красиво.

В.В. Разживин, Председатель Ярославской организации Союза дизайнеров России: - Радует то, что за многие-многие годы мы собрались и говорим о городской среде с точки зрения рекламы и дизайна. Чем дальше мы живем, тем хуже и хуже дизайн, хотя говорим о нем все больше. Этими вопросами отчасти занимается муниципалитет, новая организация городского дизайна и рекламы. Я бы сказал, что все это жуткая профанация. Ни в одной из этих структур нет ни одного настоящего специалиста-профессионала. Раньше был градостроительный совет, который объединял архитекторов, дизайнеров и художников. Сегодня действует целый творческий Союз дизайнеров России, треть из них лауреаты всероссийских конкурсов. К ним никто не обращается. Я считаю, что должен быть художественный совет, который должен объединить профессионалов. Наши ярославские специалисты вошли в Союз дизайнеров, их утвердили и они имеют золотую карту специалиста. Все вышеперечисленные программы глубоко непрофессиональны.

А.Р. Бобович:
- Я думаю, что необходимо возобновить работу творческих советов. В том же 203 постановлении расписан ряд функций, которые может осуществлять только художественный совет, но т.к. он распущен, то получается, что и постановление не выполняется.

И.О. Платов, Директор МП "СИЕТ-М":
- Проблема назрела и перезрела. Однако на протяжении 10 лет все эти рекламные конструкции размещали с разрешения мэрии. Мы участвовали в конкурсах, буквально "зубами" вырывали эти рекламные места. Вложили в них деньги. Но я пока не вижу механизма решения проблемы. Создается впечатление, что осуществляется разработанная программа по сворачиванию ярославского рекламного рынка. Комитет по рекламе и дизайну перенял все болезни, которые были еще в управлении архитектуры.

В.А. Лавров:
- Вы говорите о том, что отсутствуют инструменты и механизмы взаимодействия. Комитет по рекламе при ЯрТПП проявил инициативу, собрав круглый стол. В новом законе "О рекламе" прописана и роль некоммерческих организаций рекламодателей, одной из задач которых является разработка добровольных этических требований к рекламе, обеспечение контроля за их исполнением и т.д. Сейчас необходимо идти к тому, чтобы создавать саморегулируемую организацию, формулировать конкретные предложения, дискутировать и отстаивать свои интересы.

Г.С. Магнитский:
- Доступ на рекламный рынок должен быть максимально прозрачным и избавленным от административных барьеров. Это – тема для нашей дальнейшей совместной работы с законодательной и исполнительной властью, антимонопольными органами, профессиональными организациями. Для успешной деятельности в этом направлении необходима консолидация рекламной общественности для реализации механизмов самоорганизации и саморегулирования в рекламе. Комитет по рекламе ЯрТПП приглашает заинтересованные организации к сотрудничеству.

Дополнительную информации можно получить по тел. (4852) 72-89-36.