English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Патент или... Будет сюрприз новогодний?
Его для малого бизнеса готовит Минфин России

В июне финансовое ведомство обнародовало стартовую версию законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, касающуюся реформирования специальных налоговых режимов. Стоит отметить, что это «плановая» инициатива, вытекающая из Основных направлений налоговой политики до 2013 года, утвержденных в мае 2010 года на заседании Правительства РФ.

Несмотря на то, что идея отмены в среднесрочной перспективе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности обсуждалась и ранее, бизнес, особенно в условиях преодоления последствий финансового кризиса и замены с 1 января 2011 года единого социального налога страховыми взносами, воспринял такую новеллу крайне неоднозначно. На площадке Министерства экономического развития России состоялся первый раунд обсуждений рассматриваемого законопроекта, на котором экспертами Палаты на основе обобщения мнений членских организаций, региональных ТПП, собственных замечаний были сформулированы основные недостатки проекта.
Но сначала более подробно о том, что же предусматривает законопроект. Основной его целью является расширение сферы применения патентной системы налогообложения, для чего предлагается дополнить Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) новой главой «Патентная система налогообложения». Данную главу предлагается ввести в действие с 1 января 2011 года.


Для реализации указанной цели перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, увеличивается – вместо 69 законопроект предлагает 92 вида деятельности.


Законопроект устанавливает, что при определении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения, в него в обязательном порядке должны быть включены 22 вида деятельности. Такое расширение области применения патентной системы налогообложения, на наш взгляд, является шагом вперед (в действующей редакции НК РФ такого обязательного перечня нет) и может в перспективе способствовать активизации малого и среднего предпринимательства в России.


Законопроект предусматривает постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД). В частности, предлагается:
•    с 1 января 2011 года сократить размер предельной среднесписочной численности работников организации (индивидуального предпринимателя), применяющей ЕНВД, со 100 до 15 человек;
•    с 1 января 2012 года исключить из перечня ряд видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (например, оказание бытовых, ветеринарных услуг, автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и др.);
•    с 1 января 2014 года отменить специальный налоговый режим «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности». 


Таким образом, с 1 января 2011 года для предпринимателей будет действовать три специальных налоговых режима: ЕНВД (с учетом указанных выше изменений), упрощенная система налогообложения (далее – УСН), патентная система налогообложения (для индивидуальных предпринимателей).


На первый взгляд, все выглядит логично: один налоговый режим заменяется другим, делается это поэтапно и вроде бы предлагаемая реформа не сулит для малых и средних предприятий каких-либо сложностей.


Вместе с тем подробный анализ проекта закона позволяет выделить опасные моменты или, если хотите, узкие места, в которых и малому-то бизнесу, не говоря о среднем, может быть весьма тесно.


Первое. С 1 января 2011 года размер ограничения по предельной среднесписочной численности работников организации (индивидуального предпринимателя) при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сокращается со 100 до 15 человек.
Это предложение, на наш взгляд, не согласуется с политикой государства в области поддержки развития малого и среднего предпринимательства. Следует учитывать, что согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к «малым» относятся предприятия с численностью работников до 100 человек.
Таким образом, с 1 января 2011 года система налогообложения в виде ЕНВД будет распространяться только на микропредприятия. Законопроект, по сути, исключает малые предприятия из числа получателей государственной налоговой поддержки. Причем малые предприятия не смогут воспользоваться и патентной системой налогообложения, так как она распространяется исключительно на индивидуальных предпринимателей.


Отметим также, что предлагаемая законопроектом мера может подтолкнуть к переходу от официальной схемы трудоустройства к неофициальной, поскольку в целях соблюдения указанного ограничения в 15 человек работодатели будут привлекать работников без оформления трудовых договоров. Это, в свою очередь, негативно отразится на социальных гарантиях работников. Кроме того, подобное решение может повлечь рост показателей безработицы.
На наш взгляд, следует отказаться от сокращения численности работников до 15 человек и сохранить действующее ограничение для применения ЕНВД до 100 человек.


Второе. Согласно проекту закона при применении патентной системы налогообложения плательщик вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, однако средняя численность таких работников не должна превышать за налоговый период пяти человек.


ТПП России предлагает увеличить указанный критерий по крайней мере до 15 человек, что позволит расширить круг потенциальных пользователей данным специальным налоговым режимом и окажет благоприятное стимулирующее воздействие на развитие малого предпринимательства. Такое предложение будет соответствовать Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», согласно которому к микропредприятиям относятся субъекты малого бизнеса с численностью работающих до 15 человек.


Третье. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения, конечно же, необходимо расширять. К примеру, включить такие виды деятельности, как розничная торговля, услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, услуги в области рекламы, услуги по найму рабочей силы и обеспечению персоналом, реализация населению изделий медицинского назначения, лечебного, детского питания и др.


Четвертое. Проектом установлено, что при утрате права на применение патентной системы налогообложения вследствие превышения предельного годового дохода (60 млн рублей) или средней численности привлеченных наемных работников (5 человек) налогоплательщик возвращается на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. При этом стоимость патента предпринимателю не возвращается!


На наш взгляд, такое положение означает двойное налогообложение, которое нарушает принцип равенства налогообложения, носит дискриминационный характер и противоречит принципу однократности налогообложения доходов. Кроме того, данная мера станет дестимулирующей для развития предпринимательства, будет способствовать сокрытию доходов и уходу бизнеса в тень.


Палата предлагает исключить указанное положение законопроекта и установить, что в случае утраты налогоплательщиком права на применение патентной системы налогообложения и перевода его на общий режим налогообложения оплаченная стоимость патента подлежит зачету при определении налоговых обязательств налогоплательщика по общему режиму налогообложения.


Кроме того, в рамках данного законопроекта мы предлагаем предусмотреть с 1 января 2013 года размер предельного годового оборота для применения УСН до 100 млн рублей. Это позволит учесть инфляционные процессы и поможет более динамичному развитию малого бизнеса.
В заключение хочу сказать, что российский предприниматель зачастую, как и в советское время, читает новости газет и другую информацию, исходящую от власти, между строк. Так, многие обратили внимание, что Минфин России в пояснительной записке к законопроекту отмечает: реализация законопроекта позволит увеличить доходы всех уровней бюджетной системы, а не только бюджетов муниципальных образований за счет перераспределения части доходов от специальных налоговых режимов, зачисляемых в региональные бюджеты.


Соответственно напрашивается вывод, что предлагаемые законопроектом меры могут повлечь некоторое увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес, применяющий реформируемые специальные налоговые режимы. В ходе предварительных обсуждений проекта представители Минфина РФ ушли от ответа на данный вопрос.


Российский малый и средний бизнес крайне измотан затянувшимся кризисом, уже принятыми решениями, и без того увеличивающими налоговую и иную нагрузку. Я имею в виду, в первую очередь, увеличение с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, общей ставки страховых взносов на 20% от фонда оплаты труда. Ставка составит 34%, что, по нашим данным, увеличит финансовую нагрузку на данную категорию предпринимателей в 2,4 раза.


В этой связи основной посыл многочисленных обращений, поступающих в ТПП России, сводится к сохранению стабильности действующей системы налогообложения в среднесрочной перспективе, а к возможным и желаемым изменениям относят только установление добровольного порядка применения ЕНВД. В этом видится разумное зерно, и мы внесли от Палаты такое предложение.


В столь деликатной сфере, как налогообложение малого бизнеса, крайне важно найти баланс интересов, комплексно и публично обсудить все возможные варианты законодательных конструкций, принять соответствующие взвешенные решения, отвечающие не только интересам казны, но и реальному положению дел в сфере малого бизнеса. При доработке законопроекта важно добиться, чтобы он улучшал положение субъектов малого предпринимательства за счет создания стимулирующих условий для применения специальных налоговых режимов.


Владимир ИСАКОВ, вице-президент ТПП РФ
«Торгово-промышленные ведомости»

Содержание ДВЯ N7/8 за 2010 год