English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Е.Примаков: Конкуренция за инвестиции, технологии, информацию – основа экономической борьбы

В Конгресс-центре ТПП РФ прошло заседание Президиума Правления ТПП РФ. Основным в повестке дня был вопрос «Улучшение инвестиционного климата в России как одно из главных направлений деятельности системы ТПП». Вел заседание президент ТПП РФ Евгений Примаков.


Размах коррупции девальвирует наши преимущества

Заседание Президиума Правления ТПП РФЕвгений Примаков отметил, что вопрос об улучшении инвестиционного климата в стране является одним из самых острых, эффективность решения этого вопроса определит темпы и качество развития российской экономики на много лет вперед.
Конкуренция за инвестиции, за технологии, за информацию – основа экономической борьбы в ХХI веке. Мы эту борьбу пока проигрываем, хотя можно констатировать, что общая картина инвестиционного климата в России благоприятная. У нас устойчивая политическая система, низкий внешний долг и относительно неплохая финансовая ситуация. Наше законодательство, в том числе гражданское, в основном соответствует современным мировым образцам. У нас низкие подоходный налог, налоги на землю и имущество; квалифицированные и относительно недорогие инженерные и рабочие кадры; обилие природных ресурсов, многие из которых весьма дешевы. Наконец, у нас законом гарантирована репатриация капиталов и прибыли.


Однако ряд нерешенных проблем девальвирует перечисленные выше достоинства. Пожалуй, главная из них – это чудовищный уровень коррупции, которая проявляется повсеместно – и в практике государственных заказов и торгов, и в рисках необоснованных претензий со стороны проверяющих органов, и в фаворитизме государственных служащих, «опекающих» те компании, которые могут быть конкурентами потенциальных инвесторов, и так далее.


Способствует такому размаху коррупции тот факт, что в России инвестор сталкивается с необходимостью получения десятков разрешений, особенно при инвестировании в новые объекты и в реконструкцию существующих производственных мощностей.
Не улучшает инвестиционный климат в России отсутствие достаточного количества налоговых льгот, особенно для инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичные отрасли. В других странах – от Китая до малых европейских стран – налоговая и инфраструктурная поддержка инноваторов несопоставимо значительнее. Вместе с тем останавливает потенциальных инвесторов несовершенство таможенного регулирования, что препятствует производству в России продукции с высокой добавленной стоимостью.
Сказываются и дороговизна подключения инвестиционных объектов к инженерным сетям и системам жизнеобеспечения, и высокие процентные ставки по кредитам в российских банках – в пять, а то и в десять раз большие, чем для аналогичных инвестиций за рубежом.
Этот список, к сожалению, может быть продолжен. Все это свидетельствует о том, что мы должны радикально улучшить инвестиционный климат России. Решать эту задачу необходимо последовательно, не прерываясь и не расслабляясь, постоянно сравнивая себя с другими странами, перенимая лучший опыт и в то же время разрабатывая собственные управленческие, налоговые и иные инновации.
В связи с этим Евгений Примаков подчеркнул, что победа в международной конкуренции за инвестиции и появление новых предприятий более важны, чем пирровы победы в судах над отдельными компаниями, обвиняемыми в невыплате налогов.


Что надо предпринять

Первоочередным шагом должно стать создание действенных стимулов и устранение административных барьеров, что позволит обеспечить масштабное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, осуществление модернизации, внедрение инноваций, а также решение других важных задач социально-экономического развития России. Для этого необходимо:

1. Совершенствовать федеральное законодательство в инвестиционной сфере.
Ввести понятие налоговых каникул на период окупаемости проектов по налогу на прибыль и налогу на имущество для предприятий, решающих задачи диверсификации российской промышленности, внедрения инноваций, создания импортозамещающих производств.

Восстановить инвестиционную льготу, согласно которой налогообложение прибыли, направляемой предприятиями на финансирование капитальных вложений, уменьшается на 50% (Упразднена с 1 января 2002 года с вводом в действие Главы 25 НК РФ).


Ввести сверхускоренную амортизацию для высокотехнологичного оборудования, разрешив предприятиям списывать в первый год эксплуатации 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования до 100% стоимости.


Распространить действие «дедушкиной оговорки» на все инвестиционные проекты, а не только на приоритетные, как это установлено в настоящее время в российском законодательстве. «Дедушкина оговорка» предусматривает сохранение существующего режима налогообложения на срок окупаемости проекта, но не более 7 лет, даже если в течение этого срока возникает неблагоприятное развитие событий. В действующих законах такая оговорка имеется, но она относится только к приоритетным инвестиционным проектам. Однако до сих пор не определено, что такое приоритетные проекты и каков порядок их регистрации. Это не дает России возможности в полной мере опираться на «дедушкину оговорку» в конкурентной борьбе за инвестиции. Распространение действия «дедушкиной оговорки» на все инвестиционные проекты устраняет существующую неопределенность в законодательстве, улучшает инвестиционный климат, устраняет коррупционную составляющую при принятии решений.


Устранить противоречие в законодательстве, возникшее вследствие принятия Федерального закона №212, который заменяет единый социальный налог страховыми взносами и который фактически нарушает обязательства, закрепленные в Федеральном законе №116, регулирующим деятельность особых экономических зон. Согласно ФЗ №116 на компании-резиденты ОЭЗ, заключивших соглашения о ведении предпринимательской деятельности, не могут распространяться законодательные акты РФ, ухудшающие условия их деятельности. В то же время действие ФЗ №212 распространяется и на резидентов ОЭЗ. Введение страховых взносов увеличивает выплаты для резидентов особых экономических зон. В самом неблагоприятном положении оказываются инновационные компании-резиденты технико-внедренческих зон, в которых страховые взносы составят 34 %, против ставки ЕСН в 14%. В целом, такое изменение касается 207 компаний - резидентов, которые постоянию на 01.01.10. заключили соглашения о ведении деятельности на территории особых экономических зон. Предлагается размер страховых взносов для компаний - резидентов технико-внедренческих зон оставить на уровне 14% фонда заработной платы; для компаний - резидентов промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ - 26% фонда заработной платы. Данная проблема касается не только особых экономических зон. Она крайне негативно влияет на инвестиционный имидж России, в целом.


Разработать законодательные предложения по повышению заинтересованности муниципальных образований в привлечении инвестиций и реализации проектов. В настоящее время мотивация инвестиционного развития в муниципальных образованиях практически отсутствует, а они должны быть непосредственно заинтересованы в этом, поскольку именно на их территории происходит реализация инвестиционных проектов. В Комитете ТИП РФ по инвестиционной политике формируется рабочая группа для подготовки соответствующих законодательных предложений.

2. Устранить административные барьеры.
Разработать законодательные предложения по созданию «одного окна» для инвесторов при получении разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, а также при проведении проверок с учетом опыта особых экономических зон (Для ОЭЗ разрабатывается специальный регламент комплексных проверок, в котором указано, что по каждой ОЭЗ составляются перспективные планы проверок, и проверяющие от различных организаций заранее объединяются в одну бригаду. При этом заложен принцип однократности проверки, которая может длиться не более двух недель в год. Осуществляться могут только плановые комплексные проверки. Внеплановые проверки разрешены лишь в случае выявления нарушений. Если эти нарушения не устранены после двух внеплановых проверок, то инвестор может быть лишен статуса резидента по суду).


Усовершенствовать систему таможенного оформления в отношении высокотехнологичной продукции, распространить практику оформления таможенных деклараций в электронном виде, сократить сроки обработки и объем документов, требуемых при таможенном оформлении.


Ввести ограничения на рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение и газоснабжение; разработать прозрачные методики формирования цен на услуги, учитывающие интересы как снабжающих организаций, так и потребителей.


Упростить и сократить сроки оформления земельных участков под инвестиционные объекты. Для этого прописать и узаконить конкретный (сокращенный) перечень необходимых документов без предоставления каких-либо других справок и бумаг.

3. Совершенствовать банковскую сферу.
Создать систему предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов, т.е. «длинных» денег, в частности, посредством снижения ставки процентов по кредитам. Российские банки предлагают инвестиционные кредиты промышленным предприятиям на срок не более 5-7 лет. Ставки по кредиту зависят от качества проекта и начинаются с 13 процентов годовых в рублях. С учётом того, что при реализации промышленных проектов только период проектирования и строительства занимает, как правило, более 3-х лет, кредиты в большинстве случаев оказываются экономически неприемлемыми для создания новых промышленных производств. При существующем налоговом режиме ставка процентов по кредитам должна быть снижена, как минимум, до 6% годовых в рублях. При этом необходимо установить жесткую взаимосвязь между динамикой кредитных ставок банков и ставки рефинансирования ЦБ.

4. Создать условия для привлечения инвестиций в инновации.
Разработать Федеральный закон «О венчурной деятельности», в котором определить организационно - правовую форму деятельности венчурных инвестиционных фондов. Выбор ЗПИФов в настоящее время в качестве организационно-правовой формы венчурных фондов с государственным участием обусловлен не столько их преимуществами, сколько отсутствием других, более подходящих для государства вариантов в российском законодательстве.


Создать на законодательном уровне механизм поощрения разработки и внедрения инновационных технологий в промышленность, строительство и производство услуг. В качестве такого поощрения может служить предоставление гарантий, налоговых льгот, компенсация части процентной ставки по взятым кредитам и лизинговым платежам.

5. Облегчить деятельность иностранных инвесторов в России.
Упростить иммиграционный режим, упростить процедуры выдачи виз и разрешений на работу в России для лиц, являющихся сотрудниками иностранных компаний-инвесторов, отменить квоты для приглашаемых на работу высококвалифицированных специалистов, увеличить срок действия виз и разрешений на работу для этой категории лиц до 3-5 лет.


Ужесточить борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях.


Установить жесткие законы, противодействующие рейдерству, обязательность решения судебной системы при любых конфликтных ситуациях.


Усилить законодательство в направлении защиты интеллектуальной собственности, проводить более жесткую борьбу с пиратством в области разработки программного обеспечения.


Реформировать судебную систему с целью более оперативного рассмотрения спорных вопросов, делегировать значительную часть полномочий третейским судьям.

С учетом изложенного, представляется целесообразным рекомендовать торгово-промышленным палатам активизировать работу по оказанию всемерной поддержки инвестиционной деятельности в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации, приняв участие в:

  • разработке и принятии инвестиционного и инновационного регионального законодательства, отвечающего современным требованиям стимулирования инвестиций и модернизации производства;
  • разработке и продвижении инвестиционных паспортов регионов и муниципальных образований к потенциальным инвесторам с учетом международно принятых требований к содержанию этих материалов;
  • подготовке и проведении презентаций инвестиционного потенциала и инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации;
  • организации обучения по актуальным проблемам привлечения капитала, в т.ч. венчурного, уделив особое внимание малым и средним высокотехнологическим компаниям.




Вручение Валерию Лаврову Знака отличия торгово-промышленной палаты Российской Федерации I степениНа заседании Президиума Правления ТПП РФ Президент ТПП РФ Евгений Примаков вручил Президенту Ярославской ТПП Валерию Лаврову Знак отличия торгово-промышленной палаты Российской Федерации I степени «за большой вклад в укрепление системы торгово-промышленных палат в РФ, развитие предпринимательства в Ярославской области».

Содержание ДВЯ N5, 2010 год