English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

О повышении ставок страховых взносов субъектами малого предпринимательства Ярославской области в 2011 году

Готовь сани летом


В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 с 1 января 2011 года на 7,5 процентных пунктов (с 26,5% от ФЗП до 34%) повышается ставка платежей в государственные внебюджетные фонды для субъектов, применяющих общий режим налогообложения, и на 20 процентных пунктов (с 14 до 34%) для субъектов, применяющих специальные налоговые режимы (кроме единого сельхозналога).
При численности занятых в сфере малого предпринимательства порядка 100 тысяч человек, средней заработной плате в этом секторе 15 тысяч рублей, при ставках страховых платежей в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования) в 2010 году: при общем налоговом режиме — 26,5% и при специальных налоговых режимах — 14%, исходя из того, что специальные налоговые режимы применяют половина субъектов малого предпринимательства, получаем следующие размеры страховых выплат субъектами МП в 2010 году: 2,3-2,4 миллиарда рублей выплатят СМП, применяющие общий режим налогообложения и 1,2-1,3 миллиарда рублей заплатят субъекты МСП, применяющие специальные налоговые режимы. Итого субъекты МП в 2010 году заплатят страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 3,5-3,7 миллиардов рублей. При сохранении уровня заработной платы и численности персонала и при установленном законом уровне повышения ставок страховых платежей, субъекты МП в 2011 году заплатят страховых взносов в государственные внебюджетные фонды уже порядка 6 миллиардов рублей. То есть, в 2011 году по сравнению с 2010 годом налоговая нагрузка на субъекты МП по платежам в государственные внебюджетные фонды вырастет примерно на 2,5 миллиарда рублей.
Признавая, в принципе, необходимость повышения ставок страховых платежей для сохранения уровня социальных гарантий, нам представляется, что не совсем верно спланирован переход на новый уровень платежей и по технике и по времени.


В качестве антикризисной меры с 2009 года федеральным законом была снижена ставка налога на прибыль, для организаций применяющих общий режим налогообложения. В случае сохранения этой ставки в 2011 году, в условиях некоторого ослабления давления кризисных факторов на бизнес, данное снижение ставки налога на прибыль можно рассматривать уже не только как антикризисную меру, но и как меру по компенсации потерь от повышения страховых выплат в государственные внебюджетные фонды.


Для малого бизнеса, применяющего упрощенный режим налогообложения в форме УСН по схеме «доходы минус расходы» в качестве антикризисной меры с 2009 года действует закон области, которым установлены пониженные ставки налога в 5 или 10%, вместо общей ставки 15%. Однако, в 2009 году пониженными ставками налога воспользовались только 1,3% от количества СМП, применяющих данный налоговый режим. Таким образом, для компенсации повышения страховых выплат в государственные внебюджетные фонды в 2011 году эта мера, на наш взгляд, должна быть признана недостаточной и мы считаем, что требуется рассмотреть вопрос о путях реального снижения налоговой нагрузки для этой категории налогоплательщиков.


Субъекты МП, применяющие УСН по системе «доходы», никаких льгот для преодоления кризиса не получили. Таким образом, им вдвойне сложно будет самостоятельно найти ресурсы для компенсации повышения ставок страховых платежей в 2011 году, и ослабление налогового или административного пресса для них жизненно важно. ТПП России готовит предложения по возможности дифференциации ставок этого налога на региональном уровне от 3 до 6%.


Для СМП, применяющих УСН на основе патента, в кризисные годы федеральные власти простимулировали применение этой системы налогообложения путем разрешения применять ее индивидуальным предпринимателям, имеющим в найме до 5 работников (раньше только ИП без найма), при этом ставка платежей за патент не была дифференцирована в зависимости от количества работников в найме. Областные власти действующим и возможным патентщикам преподнесли свой «подарок»: в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности ставки налога были увеличены от 2-х до 5 раз. Результат получился такой: по данным налоговой службы патентная система налогообложения в Ярославской области все еще является исключительной редкостью. 


В 2009 году был куплен 91 патент по 22 видам предпринимательской деятельности (всего разрешено 69 видов деятельности), средний срок использования патента составил 8 месяцев в году. При этом в абсолютном большинстве 84-х муниципальных образований области патенты никто из предпринимателей не покупал (83 патента взяты в 3-х городах: Ярославле (50), Рыбинске (23) и Тутаеве (9). В 2010 году у муниципалов появилась заинтересованность в расширении применения патентной системы налогообложения (по инициативе ЯрТПП был принят закон области, передающий все доходы от этого налога, остающиеся в области, на муниципальный уровень). Однако, как показала видеоконференция, проведенная рабочей группой Координационного Совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Ярославской области в мае сего года, муниципалы и местные предприниматели все еще не знают об областном законе или по каким-то причинам не используют эту систему налогообложения. В 2011 году для патентщиков в качестве компенсационной меры повышения страховых платежей, могут стать объявленные правительством России планы по отмене обязательного применения ККМ. Предполагается также, что установление конечного размера стоимости патента должно быть передано на уровень муниципальных районов и городских округов (сейчас это компетенция области). Запланированы консультации представителей Правительства России и бизнеса для согласования деталей данного законопроекта.


Для субъектов малого предпринимательства, применяющих ЕНВД, в качестве антикризисных мер в 2009 и 2010 годах можно рассматривать отказ от обязательного применения ККМ, введенный федеральным законом, и отказ некоторых муниципальных образований от практики ежегодного повышения налоговых сборов, путем увеличения коэффициентов, влияющих на размер ставки ЕНВД. Однако, вмененщики в 2011 году могут оказаться в непростом положении. Правительство России планирует сократить численность занятых на малом предприятии, имеющим право применения ЕНВД. С максимального числа в 100 наемных работников предполагается снизить их количество до 15 работников. Предполагается также сократить перечень видов деятельности, по которым возможно применение ЕНВД. В частности, планируется исключить из этого списка бытовые услуги. Детали данного законопроекта также предстоит обсудить на круглом столе бизнеса и власти, который запланирован на 18 июня и должен пройти в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. На местном уровне необходимо будет решить нелегкую дилемму: как не убить бизнес и как пополнить муниципальный бюджет за счет собственных возможностей регулирования ставок ЕНВД, внедрения системы патентов.
Директор департамента предпринимательства ЯрТПП В.А.Борисов

P.S. Предложения по видам предпринимательской деятельности, которые дополнительно можно перевести на патент, а также иные предложения по налоговым ставкам и ставкам арендной платы на 2011 год с необходимым обоснованием можно направлять в Департамент предпринимательства ЯрТПП по адресу: business@yartpp.ru

Содержание ДВЯ N6, 2010 год